Таблица грибы пластинчатые и трубчатые: трубчатые и пластинчатые — урок. Биология, 5 класс.

Содержание

Правила сбора и заготовки грибов! Профилактика ботулизма! » Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области

 Съедобные грибы объединяют около 200 ботанических видов грибных организмов из различных систематических групп.

Перечень съедобных грибов, разрешенных к заготовке и переработке, произрастающих в России, представлен в таблице 1 СП 2.3.4.009-93 «САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ЗАГОТОВКЕ, ПЕРЕРАБОТКЕ И ПРОДАЖЕ ГРИБОВ»

             Некоторые распространенные съедобные грибы имеют несъедобных и ядовитых «двойников» — это виды со сходными внешними признаками. Отличительные особенности основных ядовитых и несъедобных грибов должны хорошо знать сборщики и заготовители грибов (данные приведены в таблице № 2 СП 2.3.4.009-93 «САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ЗАГОТОВКЕ, ПЕРЕРАБОТКЕ И ПРОДАЖЕ ГРИБОВ»).

Имеется группа грибов, съедобных условно: это виды, плодовые тела которых содержат раздражающие, едкие, горькие и ядовитые вещества, вызывающие отравления. Для обезвреживания условно съедобных грибов требуется специальная предварительная обработка, в процессе которой раздражающие и ядовитые вещества удаляются из плодовых тел.

Волнушки, чернушки, белянки, грузди, подгрузди и другие грибы, содержащие млечный сок перед засолом отваривают или вымачивают, чтобы удалить горькие, раздражающие желудок вещества. То же самое делают с валуями и сыроежками, имеющими горький и едкий вкус.

К условно съедобным грибам принадлежат также сморчки. Сморчки обезвреживаются полностью сушкой или кипячением. Сушеные сморчки разрешается реализовывать не ранее, чем через 2 месяца после высушивания, когда они становятся безвредными, так как их яды разрушаются при термической обработке и последующем длительном хранении. При втором способе обезвреживания тщательно очищенные, промытые и нарезанные грибы кипятят в воде два раза по 15-20 минут, отвар при этом выливают, не пробуя, так как в него во время варки переходят ядовитые вещества. После окончания варки грибы надо промыть, отжать и только после этого можно использовать для приготовления грибных блюд.

Свежие съедобные грибы — продукт скоропортящийся, поэтому обработку собранных грибов необходимо производить не откладывая.

Свежие грибы тщательно очищают от земли, песка, листьев, повреждений, вредителей и пр., промывают в чистой проточной воде питьевого качества.

Между пластинками у зеленок и рядовок часто набивается песок, удаление которого затруднительно. В таком случае рекомендуется выдержать грибы в крепком растворе поваренной соли: она растворяет слизь, удерживающую песчинки, и помогает более полной очистке плодовых тел. Затем грибы перерабатывают, оставлять грибы необработанными на следующий день недопустимо.

Заготовка дряблых, переросших, осклизлых, заплесневевших, червивых, ломаных грибов запрещается.

 Грибы, предназначенные для сушки, тщательно очищают от песка, сора, не подвергая мытью. К сушке не допускаются грибы загрязненные, перезрелые, пораженные вредителями и болезнями.

Сушить разрешается следующие виды трубчатых грибов: белые, подосиновики, подберезовики, маслята, моховики, польский гриб, козляк и сморчки.

 Мариновать разрешается съедобные грибы без едкого вкуса мякоти — трубчатые, шампиньоны, толстушки, опенок осенний, зеленка, рядовка серая и др. Перед маринованием, также как и перед засолом, тщательно очищенные и промытые грибы рекомендуется отварить.

 В засол допускаются все съедобные грибы, кроме крупных плодовых тел подберезовиков и белого гриба, которые с возрастом отличаются разрыхленным трубчатым слоем и рыхлой консистенцией мякоти.

Пластинчатые грибы перед засолом должны предварительно бланшироваться в соленой воде или вымачиваться, после чего рекомендуется подвергнуть их кратковременному отвариванию. Исключение составляют рыжики, грузди настоящие и гладыши, которые можно солить сухим посолом без вымачивания.

При предварительном отваривании валуев, скрипиц, волнушек, белянок, груздей, горькушек, серушек, сыроежек и опят отварная вода после каждой варки должна быть слита и заменена для следующей порции грибов. Отваривание в одной и той же воде последующих порций грибов не допускается, так как при этом грибы темнеют и горечь из них полностью не удаляется.

Вымачивание грибов должно производиться в затененном прохладном месте. Грибы заливают холодной водой (2% раствор поваренной соли), температура которой не должна быть выше 20 град.С, в соотношении 1:3, прикрывают чистым полотенцем и деревянным кругом, свободно входящим в емкость; на круг кладут гнет, чтобы грибы не всплыли. Для гнета используются вымытые кремневые камни, не растворяющиеся в соке соленых грибов. Срок вымачивания не более 2-3 суток до полного удаления горечи из грибов, со сменой воды 2-3 раза в сутки. Рекомендуется также вымачивать в слабо подсоленной холодной проточной воде в течение 12-24 часов.

                                                                                                                                                                                   БОТУЛИЗМ.

БОТУЛИЗМ — пищевое отравление, возникающее при употреблении в пищу продуктов, содержащих токсин ботулинических микробов. Ботулотоксин поражает нейроны и влияет на передачу нервных сигналов, тем самым блокирует работу мышц в том числе дыхательных и человек может умереть от остановки дыхания. Вырабатывают этот токсин особые бактерии-анаэробы – Clostridium botulinum при попадании в бескислородную среду, при наличии кислорода бактерия образует споры и годами может ждать благоприятного момента.

Однако, опасность представляет не сам возбудитель ботулизма, а его токсин, который микроб вырабатывает в условиях отсутствия кислорода. Именно такие условия создаются при герметичном консервировании.

Особенно опасны запаянные в банки грибные, овощные, фруктовые консервы, приготовленные дома с нарушением правил термической обработки, а также рыба, окорока домашнего копчения и т. п.

При длительном хранении происходит превращение спор в вегетативные формы, их размножение и накопление токсина. При этом органолептические свойства продукта (вкус, цвет, запах) не изменяются. При употреблении таких продуктов токсин быстро всасывается в кровь и разносится по всему организму, поражая различные органы, и в первую очередь нервную систему.

Особенность возбудителя ботулизма заключается в том, что в банке токсин накапливается не равномерно, а как бы гнездами. Вот почему одни люди, употребившие консервированные продукты (грибы, рыбу, мясо) из одной и той же банки, заболевают, а другие — нет.

Инкубационный период (от отравления, до появления первых симптомов заболевания) длиться от 2 ч. до нескольких дней. Одним из первых признаков который возникает при отравлении ботулотоксином, является тошнота и рвота, но этот признак характерен для любого пищевого отравления. Главными отличительными признаками при Ботулизме выступают симптомы неврологической природы: слабость, головная боль, головокружение, тахикардия, временами пульс может пропадать (необязательно),чувство замирания сердца, нарушения дыхания (одышка, сжатие в груди), сухость во рту, нарушение глотания, отсутствие гортанного рефлекса, ограниченное движение языка, нарушение зрения (расширенные зрачки, мушки перед глазами, двоение предметов, нарушение движения глазных мышц), бледность кожи.

При других видах пищевых отравлений почти всегда возникает понос, при Ботулизме одинаково вероятен и понос (вначале заболевания 1-2 раза), и запор, также, часто возникает метеоризм, задержка мочеиспускания.

Профилактика Ботулизма

Попадая в благоприятные для себя условия: отсутствие или очень низкое содержание кислорода и температура от 28°C до 35°C, споры возбудителя прорастают в вегетативную форму, и начинается токсинообразование, для которого наилучшей температурой считается 35°C.

Споры Ботулизма в домашних условиях уничтожить практически невозможно, они не погибают ни при длительном (5 ч.) кипячении, ни от действия консервантов (поваренной соли, кислот, специй), ни от ферментов желудочного сока. Споры можно уничтожить только автоклавированием при 120,6° – в домашних условиях достичь этого невозможно. Вегетативная форма клостридий не так устойчива и погибает при кипячении (100° в течении 5 минут) или при длительном нагревании (80° в течении 30 мин). Ботулотоксин инактивируется (становится неопасным) при длительном кипячении (более 30 минут).

Наибольшей устойчивостью обладают споры клостридий, поэтому в профилактике Ботулизма главное не допустить их попадания в банки с консервами. Неважно, что это за консервы: мясные, рыбные, грибные или овощные, попасть туда они могут только с остатками почвы на плохо промытых овощах или грибах.

В мясные консервы споры могут попасть или в результате длительного периода времени между забоем и обработкой туши, при некачественной промывке мяса, частым источником ботулизма становиться копчение (точнее нарушение его технологии).

Наиболее часто, примерно в 70% случаев причиной ботулизма становятся грибы, связано это с трудностью удаления с них частичек земли, а если после сбора они пролежали несколько часов, то эта задача становится практически недостижимой и лучшей профилактикой Ботулизма становиться их выбрасывание в мусорное ведро. С грибов грязь необходимо удалять, срезая её с захватом самой мякоти гриба.

Бытует мнение, что о наличии ботулотоксина говорит бомбажная (вздутая) банка, в противном случае можно быть спокойным. Это утверждение верно только отчасти, действительно в процессе жизнедеятельности клостридии выделяют газ, об этом свидетельствует бомбаж или вздутие, но возникает он только при отличной герметизации, а возможна она только в заводских условиях; виноваты могут быть и другие бактерии; газ может образоваться и в нормальной банке, так называемый ложный бомбаж.

Маленькая же щелочка в банке с домашней консервацией, даёт газам выйти, не позволяя при этом продуктам испортиться, поэтому домашние консервы практически никогда не вздуваются.

Для изготовления домашних консервов необходимо использовать только совершенно свежие плоды и овощи, без каких бы то ни было повреждений. Перед закладкой в банки плоды и овощи надо тщательно вымыть, чтобы на них не оставалось даже следов земли или пыли.

На заводах консервы стерилизуют в автоклавах при температуре 110-120 градусов. В домашних же условиях такую температуру получить нельзя, а стерилизация в кипящей воде не способна убить споры палочки ботулинус. Споры быстрее погибают в кислой среде, поэтому правильно приготовленные консервы из плодов, ягод и овощей, обладающих значительной кислотностью (томаты, ревень, щавель), безопасны.

Приготовляя консервы из других овощей, надо добавлять уксусную или лимонную кислоту, тогда получаются слабокислые маринады. Чтобы обеспечить хорошую сохранность консервов, следует тщательно прогревать банки в кипящей воде и хранить консервы на холоде или в сухом прохладном помещении. Обезвредить приготовленные в домашних условиях консервы из овощей и грибов можно прогреванием в кипящей воде в течение 10—15 мин непосредственно перед едой.

Что делать при отравлении?

Если появились признаки пищевого отравления, надо немедленно вызвать врача.

При появлении признаков заболевания, установления связи их с употреблением консервированных продуктов больной должен быть срочно госпитализирован. Спасение его жизни зависит от сроков введения противоботулинической сыворотки. Своевременное введение сыворотки снижает частоту развития летальных исходов до 10%. Но даже при благоприятном исходе, здоровье и работоспособность восстанавливаются медленно. Расстройства зрения, возникшие в остром периоде заболевания, могут еще долго сохраняться после исчезновения других проявлений ботулизма.

 

2.2 Методическая разработка по изучению грибов в 6-ом классе.

Среди грибов наиболее известны шляпочные, к ним относятся белые грибы, подберезовики и подосиновики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие. Исходя из этого, считаеться, что их изучение даёт наилучшее представление о грибах для школьников.

Урок №1. «Шляпочные грибы — Базидиомицеты»

Цели урока:

Образовательные:

• развивать понятия о многообразии живых организмов

• изучить особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок-ателье с применением приемов развивающих технологий

Формы работы: групповая в парах, индивидуальная.

Средств обучения: таблица “Строение пластинчатых и трубчатых грибов”, консервированные грибы, лупы, чашки Петри, открытки, раздаточный материал, разноуровневые карточки задания из КИМ ов ЕГЭ

Ход урока

Индуктор — это начало, мотивирующее творческую деятельность.

Задание №1. В трех предложениях напишите пожалуйста самую запомнившуюся встречу с грибом.

Задание №2. Нарисуйте по памяти какой-нибудь гриб.

Задание №3. Почему ты нарисовал именно этот гриб.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили:

— Что ты делаешь?

— Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

— Что ты делаешь?

— Зарабатываю на хлеб себе и семье, — бодро ответил он.

Третий на этот же вопрос улыбнулся:

— Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

Мы сегодня тоже будем возделывать кирпичи замечательного храма, называющегося “Удивительный мир знаний”, который пригодится нам в жизни.

Сегодняшняя наша тема называется “Шляпочные грибы — Базидиомицеты”.

План-конспект урока:

1. Строение шляпочных грибов

2. Размножение

3. Питание (симбиоз)

4. Сходство с растениями и животными

5. Значение грибов

6. Охрана грибов

Работа с материалом — это “деконструкция” — превращение материала в “хаос”. Затем следует “реконструкция” — создание текста, рисунка, схемы, закона.

Задание №1. Нужно нарисовать общий рисунок — строения шляпочного гриба. Потом все рисунки вывешиваются на доске. Обсуждаются учениками.

Вопросы для обсуждения:

• Какое строение имеют шляпочные грибы (плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки, грибница (мицелий)).

Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержащих хлорофилл. Шляпка и пенек состоят из плотно прилегающих друг — другу клеток грибницы. В пеньке все нити одинаковые, а в шляпке они состоят из двух слоев. Верхний покрытый кожицей, она придает определенный цвет.

Каждой группе раздаются консервированные грибы и предлагается следующая работа.

• Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов, найдите шляпку и пенек. Отделите шляпку от ножки, переверните шляпку нижней стороной. Найдите на одном грибе пластинки, на другом трубочки. Выясните название этих грибов.

• Сделайте продольный разрез пластинчатого, а затем трубчатого гриба. Рассмотрите под лупой одну пластинку и трубочку.

• Рассмотрите рисунки-карточки и разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

Строение гриба зарисовывается в тетрадь после обобщения материала о строении грибов.

А теперь, давайте мы отправимся с вами за грибами. Каждой группе предлагается сорвать по одному грибу с ножом и выбрать посуду для гриба. Учащиеся должны объяснить, почему они выбрали корзину, и объяснить, как срезается гриб при помощи ножа, как ломается без ножа. Почему?

Учитель подводит учащихся к различным способам размножения грибов.

• спорами (созревают на обратной стороне шляпы)

• вегетативно (участками гифов грибницы)

Грибница может просуществовать в течение 15-20 лет. Учащиеся должны написать на листках, как могут распространяться споры гриба:

• при помощи ветра

• при помощи животных (насекомые и слизни)

Задание №2.

Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы — около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “ доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

Анализ альтернативных мнений подводит к тому, что это симбиоз нити грибницы выполняет роль корневых волосков для дерева, а гриб из дерева получает органические вещества, которые сам не может производить в виду отсутствия хлорофилловых зерен.

Учащимся предлагается работа о выявлении сходства грибов с растительными и животными организмами.

Сходство грибов с растениями и животными.

С животными С растениями

1. Гетеротфорное питание

2. Содержание в клетках хитина образование запасного продукта гликогена.

3. Продуктом выделения является мочевина. 1.Питание путем всасывания

2. Неограниченный рост

3.Вегетативное размножение и спорами.

Учащимся предлагается карточки, по которым им предстоит разделить грибы на съедобные и ядовитые. Бледная поганка самый ядовитый гриб, который может привести к смерти. Мухомор, серый ложный опенок.

Первая помощь при отравлениях:

• промывания желудка

• приложить теплую грелку к рукам и ногам

• теплое питье

• обязательно в больницу

Грибы сами являются лечебным материалом. Белыми грибами лечили обмороженные части тела, использовавших белых грибов предупреждают раковые заболевания, мухоморовы настойки применяют для лечения ревматизма.

Задача “мозговой штурм”. На Украине 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

Для грибов характерна избирательная способность к накоплению различных элементов в том числе и опасных для здоровья людей. Уровень их содержания является показателем загрязнения окружающей среды.

Шампиньоны свинец, кадмий, никель, хром.

Подберезовики кадмий.

После анализа ответов обобщаются мнения. Рефлексия — самоанализ, закрепление.

Назовите синквейн урока

• 1 строка — название синквейна

• 2 строка — два прилагательных

• 3 строка — три глагола

• 4 строка — фраза на тему синквейна

• 5 строка — существительное

Это царство насчитывает около 100 000 видов и занимает особое положение в системе органического мира.

Идеальный синквейн урока

1. Шляпочные грибы

2. Бесхлорофильные, споровые,

3. Накапливают, отравляют, поглощают

4. Грибы особая группа живых организмов на Земле.

5. Симбиоз

Учащимся предлагается тестовые работы из КИМов ЕГЭ

Задания группы “А”

В чем сходство грибов с животными

а) в размножении

б) в активном движении

в) в питании.

2. Чем являются грибы по способу питания.

а) автотрофы

б) гетеротрофы

3. Какое строение клеток имеют грибы

а) безядерные

б) ядерные

4. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов.

а) пластиды

б) рибосомы

в) митохондрии

(1- В; 2 -Б; 3- Б; 4-А)

Задания группы “В”

1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен

Признак организма

1. По способу питания — автотрофы

2. Питаются готовыми органическими веществами

3. Оболочка клеток состоит из клетчатки

4. Содержат в клетках хлоропласты

5. Тело образовано гифами

6. Оболочка клеток состоит из хитина.

( БАББАА)

Царство

А) Грибы

Б) Растения

Задания группы “С”

• Почему грибы считают важным компонентом биоценоза.

Грибы — необходимое звено в цепи питания.

• Шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений;

• Плесневые грибы — разрушители органических веществ мертвых остатков растений и животных до неорганических веществ

• Грибы-паразиты контролируют численность организмов в биогеоценозе.

Взаимопроверка, самопроверка

Практическое значение грибов

• продукты питания (содержат 40% белков, 10 — 15% углеводов, витамины А, В, В, С, Д микроэлементы медь, иод, цинк)

• разрушение остатков останки мертвых выполняют функцию санитаров.

29 видов грибов занесено в Красную Книгу РТ. Рогатик пестиковый, каштановый гриб, осиновик белый, паутинник фиолетовый.

Домашнее задание. Прочитать тему “Шляпочные грибы — базидиомицеты”

• 1 группа. 1 задание в рабочих тетрадях

• 2 группа. 2 задание в рабочих тетрадях

• 3 группа. кроссворд для любознательных

Подведение итогов урока

Кроссворд для любознательных

1. Какой композитор очень любил собирать грибы (Чайковский)

2. В каких грибах никогда не заводятся черви (лисички)

3. Назовите породу собак, с помощью которой отыскивали трюфели (Такса)

4. Назовите человека, который первый написал о грибах (Аристотель)

5. Какие грибы употребляют в Англии и Франции (Трюфели)

6. Какие грибы посылали французы из России в бутылках (рыжики)

7. Какая наука изучает грибы (Микология).

Дополнительный материал к уроку

Микология — наука о грибах — возникла очень давно. Впервые в IV веке до нашей эры написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков. Гиппократ в V в. до н.э. грибы стали делить на съедобные и ядовитые.

С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравлений . Но любовь к вкусным блюдам побудила научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. В нашей стране особенно популярными грибами стали в X веке с принятием на Руси христианской веры, которая предписывала поститься около 200 дней в году.

Не все грибы пользовались авторитетом у славян. Не были почитаемы шампиньоны, дождевики, навозники, зонтики.

В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: “губы ломать”, т.е. “идти по грибы”. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов — “губы”.

Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица — город Судиславль в Костромской губернии.

Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали “три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два “наряда грибов в тесте”.

Отношение к употреблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употребляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось.

В Западной Европе грибы называли мясом бедняков. В Англии и Франции употребляли только трюфели, которые рассказывали специально обученные собаки таксы.

Каково же современное отношение к грибам? Оказывается, в ряде районов нашей страны не собирают волнушки, считая их ядовитыми. К несъедобным грибам в большинстве северных областей причисляют дождевики и опята. В некоторых местностях Северного Кавказа и Закавказья население относится подозрительно к подберезовикам, подосиновикам и даже белым грибам. Немцы употребляют в основном лисички. Англичане признают лишь шампиньоны, трюфели и сморчки. Французы все опята причисляют к ядовитым грибам. В Италии считают вредными маслята, а в Швейцарии относят к поганкам даже белый гриб.

Урок №2. «Значение грибов в природе и в жизни человека»

Планируемые результаты:

а) учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека;

б) учащиеся систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформулированности ряда ителлектульных умений.

Личностная значительность изучаемого для школьника:

умение предъявить результаты своей работы, формирование чувства успеха.

Наглядный материал: гербарий.

Методы обучения:

репродуктивный, частично-поисковый, рассказ, беседа.

Форма организации учебной деятельности:

комбинированный контрольно-учетный урок. Проверочная работа. Приемы деятельности учителя.

Краткое повторение изученного, проведение самостоятельной работы, беседа об актуальных проблемах науки.

Организация деятельности учащегося.

Кратко повторяют основные понятия, выполняют самостоятельную работу.

Развитие умений учащихся.

Работать в заданном темпе, четко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении самостоятельной работы.

Основные понятия и термины урока.

Эукариоты, гетеротрофы, сопрофиты, разрушители, потребители, симбиоз, грибы, паразиты, аллергия.

Источники информации:

В.Каверин. «Открытая книга», подборка информационных материалов из научно-популярных журналов и книг.

План урока:

I. Организационный момент — (2 мин.)

II. Самостоятельная работа — (15 мин.)

III. Объяснение нового материала — (15 мин.)

IV. Закркепление — (10 мин.)

V. Домашнее задание — (1 мин.)

II.Самостоятельная работа.

1) Работа по карточкам — (5 мин. )

2) Разноуровневые задания в виде карточек, диктантов, тестов — (10 мин.)

Тест. Самостоятельная работа «3»

1. Грибы питаются:

a. Образуя на свету органические вещества

b. Готовыми органическими веществами

c. Только органическими веществами живых организмов

d. Поселяясь на продуктах питания

2. Микориза:

a. Плодовое тело гриба

b. Болезнь растений, вызываемая грибами

c. Грибокорень

d. Часть грибницы

3. Сапрофиты:

a. Мхи

b. Грибы

c. Лишайники

d. Водоросли

4. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

a. Они живут в почве

b. Не имеют хлорофилла

c. Паразитируют на др. живых организмах

d. Имеют небольшие размеры

5. Грибы размножаются:

a. Спорами

b. Семенами

c. Частью корня

d. Частью стебля

6. К ядовитым грибам относится:

a. Опенок

b. Сыроежка

c. Лисичка

d. Бледная поганка

7. Бактерии и грибы относят к:

a. Одному царству живых организмов

b. Царству растений

c. Разным царствам живой природы

d. Лишайникам

8. Грибы — паразиты

a. Образуют на свету органические вещества

b. Поселяются на продуктах питания

c. Поселяются на др. живых организмах

d. Питаются готовыми органическими веществами

9. Вегетативное тело гриба представлено:

a. Мицелием

b. Мицелием и плодовым телом

c. Плодовым телом

d. Не существует

10. К плесневым грибам относится

a. Мукор

b. Лисичка

c. Дрожжи

d. Головня

11. К шляпочным грибам относят

a. Дрожжи

b. Сыроежка

c. Головню

d. Мукор

12. Древесину деревьев разрушает гриб

a. Пеницилл

b. Трутовик

c. Мукор

d. Головня

13. Дрожжи представляют собой:

a. Длинные нити, состоящие из клеток

b. Одноклеточные организмы

c. Разветвленные нити, не разделенные на отдельные клетки

d. Нет правильного ответа

14. Плодовые тела у шляпочных грибов:

a. Служат для образования спор

b. Служат для образования гамет

c. a+b

d. Не имеют отношения к размножению

15. К смертельно ядовитым грибам относятся:

a. Бледная поганка сатанинский гриб, лисичка, желчный гриб.

b. Бледная поганка, белый мухомор, ложная лисичка, красный мухомор.

c. Бледная поганка, ложные опята, ложная лисичка, сморчки.

«5»

1. Гифы гриба состоят из:

a. Одной клетки

b. Множества соединенных между собой клеток

c. Одной гигантской клетки, не разделенной перегородками.

d. b+c

2. Низшие грибы образованы:

a. Многоклеточным мицелием

b. Неклеточным мицелием

c. Зачатками мицелия

d. b+c

3. Число ядер в клетках грибов:

a. Одно

b. Два

c. Много

d. a+b,+c

4. Органеллы клеток грибов:

a. Ядро, митохондрии, пластиды, рибосомы и др.

b. Одно или несколько ядер, митохондрии, рибосомы, комплекс Гольджи, ЭПС и др.

c. ЭПС, рибосомы, лизосомы, два ядра, хромопласты, хлоропласты

d. Нет правильного ответа

5. Какие признаки сближают грибы с растениями?

a. Наличие хитина, запасное вещество гликоген, гетеротрофный способ питания

b. Неограниченный рост, наличие клеточной стенки, вакуоли, отсутствие способности к движению.

c. наличие клеточной стенки, хитина, поглощение пищи всасыванием, размножение семенами.

d. a+c.

6. Грибы вступают в симбиоз с:

a. Водорослями

b. Цианобактериями

c. Высшими растениями

d. a+b+c

7. Грибы снабжают растения:

a. Органическими веществами

b. Минеральными веществами

c. Витаминами, водой

d. b+c.

8. Способы размножения грибов:

a. Половой

b. Бесполый

c. a+b

d. Грибы не размножаются

9. Вегетативное размножение грибов может осуществляться:

a. Почкованием

b. Частями мицелия

c. Отдельными клетками вследствие распада

d. a+b+c

10. Грибы рода Пеницилл имеют мицелий:

a. Клеточный

b. Неклеточный

c. Мицелия не имеют

d. a+b

11. Дрожжи развиваясь на сахаристых средах без доступа кислорода, осуществляют:

a. Спиртовое брожение

b. Уксуснокислое брожение

c. Молочнокислое брожение

d. Маслянокислое брожение

12. С какими растениями шляпочные грибы образуют микоризу?

a. Водорослями, цветковыми

b. Мхами, папоротниками

c. Хвощами, плаунами

d. Голосеменными, цветковыми

13. Микозы — это:

a. Грибковые заболевания человека

b. Заболевания растений

c. Симбиоз грибов с растениями

d. Микориза

14. Грибы используют для получения:

a. Белка, антибиотиков

b. Ростовых веществ, витаминов

c. Лимонной кислоты, ферментов

d. a+b+c

15. Спасти человека, отравившегося смертельно ядовитыми грибами, трудно, так как:

a. Токсины, выделяемые грибами, крайне ядовиты

b. В грибах содержится очень много ядовитых веществ

c. Яды грибов очень быстро растворяются и всасываются

d. Симптомы отравления появляются через 12-24 часа, когда действие токсинов необратимо.

«4»

1. Мицелий представляет собой

a. Систему тонких ветвящихся нитей

b. Отдельные клетки

c. Колонию клеток

d. Нет правильного ответа

2. Высшие грибы образованы

a. Неклеточным мицелием

b. Клеточным мицелием

c. a+b

d. Ничем

3. Запасным веществом грибов является:

a. Крахмал

b. Гликоген

c. Инумен

d. Целлюлоза

4. Какие признаки сближают грибы с животными?

a. Отсутствие пластид, гликоген, неограниченный рост

b. Гликоген, наличие хитина, гетеротрофный способ питания

c. Гликоген, поглощение пищи путем всасывания, хитин

d. a+c

5. Грибы из корней растений потребляют:

a. Органические вещества

b. Минеральные вещества

c. Воду

d. Ничего

6. Бесполое размножение грибов осуществляется:

a. При помощи спор

b. Вегетативным способом

c. a+b

d. Не существует

7. Особенности мицелия грибов рода Мукор:

a. Клеточный

b. Несептированный

c. Грибы этого рода мицелий не имеют

d. a+b

8. Вегетативное размножение дрожжей осуществляется:

a. Фрагментами мицелия

b. Спорангиспорами

c. Почкованием

d. a+b

9. Половое размножение грибов может осуществляться посредством слияния:

a. Мужских и женских половых клеток (гамет)

b. Содержимого половых структур — гаметангиев

c. Вегетативных клеток мицелия

d. a+b+c

10. У грибов в отличие от бактерий в клетках

a. есть оформленное ядро

b. есть цитоплазма

c. есть пластиды

d. нет клеточной оболочки

11. Трубчатый гриб

a. Сыроежка

b. Подберезовик

c. Лисичка

d. Мухомор

12. Для получения теста используют:

a. Головню

b. Пеницилл

c. Дрожжи

d. Мукор

13. Дрожжи размножаются

a. Яйцеклетками

b. Зооспорами

c. Почкованием

d. Сперматозоидами

14. Пластинчатый гриб

a. Белый

b. Подосиновик

c. Маслянок

d. Рыжик

15. Мукор в отличие от шляпочных грибов:

a. Состоит из 1 клетки

b. Размножается спорами

c. Не растет

d. Питается органическими веществами

Мини контрольная работа.

«3»

1. Подпишите строение гриба

2. Задача.

Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как Вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

3. Выпишите буквенные обозначения, соответствующие правильной цифре 1 и 2.

«4»

1. Нарисуйте и подпишите составные части гриба

2. Задача.

3. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые «рожки». Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.

4. Выпишите буквенные обозначения, соответствующие правильным цифрам.

1. Одноклеточные грибы

2. Плесневые грибы

3. Шляпочные грибы

4. Грибы — паразиты

5. Ядовитые

a. Аспергилл

b. Дрожжи

c. Навозник

d. Белый гриб

e. Веселки

f. Пеницилл

g. Мучнистая роса

h. Серый мухомор

i. Дубовик

j. Головня

k. Белая плесень

l. Маслята

m. Подосиновик

n. Трутовик

o. Ржавчинные

«5»

1. Рассмотрите рисунок и сравните плесневый грибы, и выявите черты различия или же сходства в их строении. Сделайте вывод об уровне их организации.

2. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

III. Объяснение нового материала

Значение грибов в природе и жизни человека.

Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, попадающих в почву, образовании в почве органического вещества, повышении плодородия почвы.

Многие грибы обладают богатым ферментным аппаратом, а также образуют ряд физиологически активных веществ. Эти свойства грибов широко используются человеком. Ферменты ряда грибов применяются для различных целей: нектиназы — для осветления фруктовых соков; целлюлозы — для переработки сырья, грубых кормов, разрушения остатков бумажных отходов, протеазы — для гидролиза белков; амилазы — для гидролиза крахмала и т.д. Во Вьетнаме приготовляют соевые соусы при помощи ферментов некоторых плесневых грибов. Одно из выдающихся достижений последнего времени — открытие антибиотиков. Новый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин — продукт жизнедеятельности одного из видов грибов-пенициллов. В медицине широко применяют препараты из склероциев спорыньи. При помощи гриба черной плесени (Aspergillus niger) в промышленном масштабе получают лимонную кислоту.

Грибы из рода фузариум продуцируют ростовое вещество — гиббереллин, получившее название от наименования сумчатой стадии их — гибберелла фуджикуроя. Обработка растений гиббереллинами повышает их продуктивность: увеличивается завязывание ягод винограда, ускоряется время зацветания декоративных растений, быстрее отрастает трава на газонах и т.п.

Некоторые грибы паразитируют на насекомых и на других грибах. Из таких грибов созданы препараты, применяемые для уничтожения вредных насекомых (боверин, получивший название от гриба боверия, на основе которого он создан). Для борьбы с почвенными патогенами растений создан препарат триходермин, состоящий из спор и мицелия гриба триходерма и субстрата, на котором гриб выращивался (чаще всего торфа).

С ХVI в. Известен культ священных мексиканских грибов, как позднее было установлено, относящихся к роду псилоцибе, их опьяняющее и наркотическое действие. Съеденные человеком грибы в рыом виде вызывают галлюцинации, сопровождающиеся веселость., возбуждением, фантастическими видениями.

Однако не все грибы приносят пользу. Многие из них весьма вредны. Из таковых наиболее известны грибы — паразиты растений, потеря урожая и порча сельскохозяйственной продукции от которых настолько велики, что борьбой с ними занимаются специальные государственные учреждения, а с некоторыми — международные организации. Наука, изучающая болезни растений, вызываемые грибами и другими организмами, называются фитопатология. О многих грибах, вызывающих болезни растений, рассказывается в настоящей книге.

Большой вред грибы наносят лесному хозяйству, поражая как растущие деревья, так и деловую древесину. По данным чешских микологов, древоразрушающие грибы в среднем уничтожают 10 — 30% заготовляемой древесины. Грибы разрушают деревянные постройки, деревянные части других строений (домовые грибы), шпалы, фанеру.

Грибы портят смазочные масла и другие нефтепродукты, оптические изделия, лакокрасочные покрытия, вызывают коррозию металлов. Грибы разрушают книги, используя для питания клей, нитки, т.е. все вещества, составляющие книгу. Известна порча грибами произведений искусства, у которых они разрушают слой красок, грунтовое покрытие, в связи с чем разрыхляется и отслаивается красочный слой.

Многие грибы вредят здоровью людей и животных. Известны грибы — возбудители кожных заболеваний, волосяных покровов, ногтей (стригущий лишай, парша, разного рода дерматиты). Грибы поражают легкие, особенно у молодняка птиц (аспергиллез птиц), в ряде случаев являются причиной хронического гайморита, заболеваний глаз человека, различных болезней рыб и т.п.

Очень вредоносны микотоксикозы — заболевания человека и животных, связанные с отравлением пищевых продуктов и кормов токсинами (ядами) грибов. Употребление в пищу зерна, отравленного токсинами грибов фузариев, является причиной таких заболеваний людей, как септическая ангина и уровская болезнь (связанная с нарушением нормального роста костей у детей). Использование в 30-х годах для кормления лошадей сена и соломы, на которых развивался гриб Stachybotrys alter-natis, вызывало массовое заболевание и большую гибель лошадей. Болезнь эта получила название стахиботриотоксикоз (по имени гриба — ее возбудителя).

Очень опасна вредоносная деятельность грибов в книгохранилищах и музеях. Грибы, вредящие в книгохранилащах, насчитывают около 200 видов. Они способны в течение трех месяцев разрушить от 10 до 60% волокон бумаги. Известны случаи, когда в результате деятельности грибов прочность бумаги снижалась до 50%. Все это может привести к разрушению весьма ценных книг.

Для борьбы с грибами, вредящими в музеях произведениям искусства, используют специальные химические средства, которыми обрабатывают как сами экспонаты, так и тару, в которой их перевозят и хранят.

IV. Закрепление — (10 мин.)

Лабиринт.

V. Домашнее задание: Повторить те вопросы, которые вызвали затруднения в самостоятельной работе.

. Биологический диктант

Сколько времени после дождя растут грибы? (осень и лето)

Многим знакомо выражение «грибной дождь», что означает легкие кратковременные осадки. И уже из одного названия становится понятно, что это идеальная среда для ускоренного роста грибов. Поэтому неудивительно, что любители «тихой охоты» с нетерпением ждут такого дождя летом или осенью. Ниже вы найдете информацию о том, через какое время после дождя растут грибы и насколько быстро?

Содержание

Нужен ли дождь для роста грибов?

Вешенка Условия выращивания

Пожалуйста, включите JavaScript

Вешенка Условия выращивания

Дождь действительно способствует росту и размножению грибов, что происходит посредством распространения спор, находящихся в гименофоре – пластинчатой ​​или трубчатой ​​части плодовое тело, расположенное непосредственно под шляпкой. Однако роль атмосферных осадков второстепенна, так как основным условием интенсивного роста грибов является высокий уровень влажности воздуха.

Естественно, этого будет мало, ведь сырая погода еще не залог богатого грибного урожая. Нужен целый комплекс, который может дать только природа. И сюда входят следующие благоприятные для роста факторы:

  1. Оптимальная температура . Да и ледяной дождь не лучший друг грибов и сыроежек, ведь помимо осадков необходимо, чтобы столбик термометра не опускался ниже 5 градусов по Цельсию. Кроме того, существуют ограничения по верхнему пределу, который не должен превышать 25-30 градусов.
  2. Освещение . Грибы не любят яркого солнечного света, почти всегда выбирая тенистые опушки. Однако это не значит, что они совсем не переносят солнце, другое дело, что его лучи необходимо рассеивать, чтобы не обжечь нежную поверхность шляпок грибов.
  3. Состав почвы . Каждый сорт выбирает свой субстрат, и если одним грибам комфортно на пнях и валежнике, то другие предпочитают песчаный грунт или лесной валежник. В любом случае грунт должен быть питательным, в том числе веществ, которых будет достаточно для полноценного развития мицелия.
  4. Отсутствие патогенных бактерий . Существует множество микозов, представляющих довольно серьезную угрозу для грибков. Опасны для этих обитателей леса и паразиты (черви, личинки, улитки), которые поселяются непосредственно в плодовом теле, выедая изнутри его ножку, а затем переходя на шляпку.

Что касается воды, которая падает на землю вместе с дождем, то она приносит с собой как пользу, так и вред. С одной стороны, в сухой почве нормальный рост грибов становится невозможным, а избыточное увлажнение почвы чревато развитием гнилостных процессов и быстрой порчей плодов.

Ознакомьтесь с руководством по выращиванию мицелия из Spore.

через какое время после дождя растут грибы?

Зимние, летние, живущие в сосновых борах или в широколиственных лесах, растущие на стволах деревьев или прямо на земле – разновидностей грибов действительно много, и в их развитии много различий. Тем не менее ученые сумели классифицировать наиболее распространенные и популярные виды на две группы, условно разделив их на последождевые.

Быстрорастущие грибы Сорта после дождя

Быстрорастущие сорта, которые могут прибавлять 1,5 см за один день, появляются сразу после дождя. Кроме того, низкое расположение мицелия позволяет представителям этого вида быстро разрастаться, образуя целые колонии. К ним относятся шампиньоны, рыжики, рыжики, сыроежки, подосиновики, подосиновики.

Медленнорастущие грибы Сорта после дождя

Медленнорастущие виды, максимальный суточный прирост которых не превышает 3 мм при появлении через 5-7 дней после дождя. Их плотная структура не позволяет этим грибам набирать более внушительные темпы, но вкус у них отменный. Так, представителями этого вида являются шампиньоны, лисички, сморчки, грузди, а также деликатесные обитатели подземелья – трюфели.

Совет ! Грибникам стоит подождать несколько дней после дождя, потому что тогда велика вероятность обнаружить большое количество как представителей быстрорастущих видов, так и медленнорастущих грибов.

Единственным препятствием являются более бдительные грибники, которые смогут вовремя собрать все «сливки».

через какое время после дождя летом и осенью растут грибы?

Грибной век недолог и многие плоды становятся полностью непригодными уже через две недели после их окончательного формирования. Кроме всего прочего, вероятность заражения паразитами старых грибов гораздо выше, и этот момент также следует учитывать при определении оптимального срока лесной охоты.

Не забывайте о такой вещи, как грибной календарь, который особенно пригодится начинающим грибникам. Речь идет о своеобразном сезонном графике, в котором указаны наиболее благоприятные месяцы для произрастания отдельных сортов:

  • рыжики, лисички, волнушки, подосиновики, валуи растут в основном с середины июня до третьей декады октября;
  • шампиньоны степные, сморчки и грузди попадают в диапазон с июля до середины октября;
  • 9Подберезовики 0021 и сыроежки считаются одними из самых ранних разновидностей, встречающихся в лесу с мая. Кроме того, их можно отнести к поздним видам из-за высокой холодостойкости.

Примечание ! Важно помнить, что эти промежутки не относятся к периоду активного плодоношения, который приходится на их среднюю часть.

Отправляясь на поиски белых грибов, велика вероятность сбора их большого урожая в конце августа, сентябре и в первой декаде октября, тогда как в июне и июле их численность будет незначительной.

Через сколько дней после дождя появляются грибы?

Скорость роста грибов зависит не только от их сорта и плотности мякоти, но и от такого важного фактора, как температура. Например, после теплых и не слишком обильных дождей даров леса гораздо больше, чем после ливней, сопровождающихся резким похолоданием.

Погодные условия после дождя также имеют большое значение, и оптимальным вариантом считается температура 10-20 градусов выше нуля при максимальном уровне влажности.  А если такой режим длится хотя бы несколько дней, то первые плоды можно будет собирать уже через 12 часов после выпадения осадков.

Можно ли собирать грибы под дождем?

Ознакомление с грибным календарем позволит даже самому неопытному грибнику узнать, когда лучше идти в лес. А если задача сбора строго определенного вида грибов не стоит на повестке дня, то есть хороший шанс вернуться из леса не с пустыми руками, а с полной корзиной.

Все будет немного по-другому, если вам нужно найти определенный сорт (особенно деликатес). В идеале у вас должны быть свои «грибные» места, о которых никто не узнает, иначе вполне можно остаться ни с чем, найдя в чаще только свежесрезанные пеньки от грибных ножек.

На заметку! Проще говоря, не стоит затягивать с охотой, если прошел дождь и стоит теплая, туманная погода, выезд на сборы уже через 2-3 дня после первых осадков.

Растут ли грибы после сильного дождя?

Не всякий дождь полезен для грибов, и затяжные ливни тому яркий пример. Так, для интенсификации роста плодов необходим определенный перепад, а если дождь будет продолжаться, то начавший расти мицелий быстро сгниет, еще не достигнув полной зрелости.

Кроме того, затяжная непогода в сочетании с обильными осадками чревата появлением червей, которые не прочь полакомиться молодыми грибочками. После сильных дождей есть повышенный шанс собрать полусгнившие червивые грибы вместо здоровых, крепких плодов.

Следует помнить, что грибы, как губка, впитывают все вещества из окружающей среды. А это значит, что стоит отказаться от сбора урожая в лесополосах и парках, расположенных вблизи опасных производств, а также от плодов, растущих по обочинам, так как они притягивают всю дорожную пыль и автомобильные газы.

Съедобные грибы в лесу: названия и описание. Грибы-близнецы: съедобные и несъедобные — образ жизни

Видео: Определение съедобных грибов

Содержание

  • Что это?
  • Отличительные признаки и названия съедобных грибов
  • Двойные грибы: съедобные, несъедобные и ядовитые
  • Вешенки
  • Бабочки
  • Шиитаке
  • Боровики
  • 900 21 Белый гриб

Все грибники знают, что не все грибы в лесу съедобны. Чтобы их найти, нужно точно знать, как они выглядят, где водятся и какими отличительными чертами обладают. Обо всем этом мы поговорим в нашей статье. Фото, описание съедобных грибов и их основные характеристики вы найдете ниже.

Что это такое?

Грибы не относятся ни к растительному, ни к животному миру, а образуют свое отдельное царство природы. В настоящее время известно от 500 тысяч до миллиона их видов. Они заселили все географические зоны планеты, доходя даже до самых отдаленных холодных регионов.

По внешнему виду и по своим качествам эти организмы очень разнообразны. Они могут быть очень полезными и использоваться в медицине, кулинарии или сельском хозяйстве, но могут только навредить. Виды, которые приятны на вкус и полностью безопасны для употребления в пищу, называются съедобными грибами. Несъедобными грибами считаются те, которые обладают невысокими кулинарными свойствами, но особого вреда для здоровья не несут.

Ядовитые виды — действительно опасные грибы. Они содержат ядовитые вещества, которые вызывают нарушения систем организма и могут стать причиной летального исхода. Самой ядовитой в мире является бледная поганка, даже несколько граммов которой смертельны.

Отличительные признаки и названия съедобных грибов

Грибы — очень распространенный пищевой продукт. Они богаты белками и другими полезными для нас веществами. Однако собирать их нужно очень тщательно, иначе невинный ужин может закончиться больничной койкой.

Вот некоторые из самых популярных названий съедобных грибов:

  • Белый гриб.
  • Боровик.
  • Польский или панский гриб.
  • Имбирь.
  • Подберезовик.
  • Опёнок осенний.
  • Жемчужный плащ.
  • Лисичка.
  • Колпачок с кольцом.
  • Коза.

Выходя на «охоту», следует внимательно изучить особенности гриба. Учитывать нужно буквально все – цвет и размер шляпки, форму ножки, вид и запах мякоти, наличие или отсутствие бахромы на ее теле. Эту информацию легко найти в Интернете или специальных справочниках, но лучше поискать у опытных людей.

Новичкам в этом деле лучше ориентироваться на трубчатые виды (боровики, белые, подосиновики и др.), среди которых очень мало ядовитых. Под шляпкой таких грибов находится губчатый слой, состоящий из множества вертикальных трубочек или клеток. У съедобных видов трубчатый слой легко отделяется от мякоти.

Съедобный пластинчатый гриб распознать гораздо труднее. Это требует сноровки, ведь среди них много ядовитых. Нижняя часть шляпки всех пластинчатых грибов состоит из вертикальных складок или пластинок. Из них можно есть шампиньоны, лисички, грузди, серые провидцы, шампиньоны, опята.

Двойные грибы: съедобные, несъедобные и ядовитые

Есть мнение, что распознать ядовитые виды очень легко, мол, они обязательно выдадут себя неприятным запахом или необычным цветом. Но не все они похожи на мухоморы, поэтому доверять подобным мифам не стоит. Кроме того, существует множество съедобных и несъедобных грибов-близнецов, которые отличаются друг от друга лишь несколькими деталями.

Опаснейшую бледную поганку легко спутать с шампиньоном. Отличить их можно по своим пластинкам: у съедобного гриба они при созревании темнеют, у ядовитого остаются светлыми. Зеленая поганка очень похожа на зеленую сыроежку. Тут нужно смотреть на наличие кольца вокруг ножки, вольвы, различных узоров и чешуек на ножке — все эти элементы есть только у поганки.

У белого гриба тоже есть два «близнеца» — желчный и сатанинский грибы. Ложные виды можно узнать по темному сетчатому рисунку на ножке, розоватому или красному цвету нижней части шляпки, а также по горьковатому вкусу (если облизать шляпки). При нажатии на мякоть ножки у несъедобных грибов она розовеет, а у «правильных» видов остается белой.

Ложные опята можно узнать по оливковому цвету и отсутствию «юбочки» из кожицы на ножке. Настоящие грибы имеют бахрому, а цвет всегда коричневый. Ложная лисичка выдает себя белым соком, который выделяется при разрыве мякоти. Цвет его всегда очень насыщенный от ярко-оранжевого до красноватого, а шляпка слишком ровная и гладкая. Настоящая лисичка имеет ровный желтый оттенок, а шляпка волнистая.

Не существует общих правил, как отличить съедобный шляпочный гриб от несъедобного или ядовитого близнеца. Именно поэтому важно знать особенности каждого отдельного вида, который вы собираетесь готовить.

Вешенки

Вешенки – съедобные пластинчатые грибы, название которых обычно произносится через букву е. Они живут группами, буквально нарастая друг на друга. Плодовое тело у них сочное и твердое. В отличие от многих шляпочных грибов, оно не имеет четкого отделения от шляпки, а, наоборот, плавно перетекает в нее, расширяясь кверху. Шляпка вешенки цельная, округлая или овальная, в центре сильно изгибается, приподнимая края.

Вершина гриба может достигать от 5 до 30 сантиметров. Цвет варьируется в зависимости от вида. Он может быть серым, коричнево-оливковым, серо-фиолетовым или сиреневым. Пластинчатое дно шляпки (гименофор) белого цвета, но с возрастом становится желтым или серым.

К этому роду относятся дубовые, вешенки, степные, легочные, розовые и другие вешенки. Многие из них обладают высокой пищевой ценностью и содержат витамины (В, С, Е, Д2) и минеральные вещества (кальций, фосфор, железо, йод). Вешенки (шишки) распространены в лиственных и смешанных лесах умеренного пояса. Они растут на больных ослабленных деревьях и гнилых пнях дубов, берез, осин или ив. В домашних условиях их выращивают даже на опилках.

Маслянки

Масленок съедобный известен под многими названиями: простокваша, простокваша, маслята, скользкий Джек и др. Свое основное название он получил благодаря тонкой липкой кожице на шляпке, которая блестит и переливается на солнце, как если бы он был покрыт маслом.

Поверхность гриба гладкая или бархатистая, может растрескиваться на мелкие чешуйки. Шляпка обычно аккуратная, полукруглая, до 15 сантиметров в диаметре. Цвет у разных видов колеблется от охристого до кирпичного или коричневато-коричневого. Гименофор гриба трубчатый, желтоватый. Ножка белая, цилиндрическая, высотой до 10 см, сверху вниз окрашена в красноватый цвет.

Бабочки обитают в основном в Северном полушарии, но некоторые виды встречаются в Австралии и Африке. Они не забираются в слишком тенистые места, предпочитая расти по обочинам дорожек или среди молодых невысоких деревьев. Чаще всего они встречаются в хвойных лесах, но могут обитать и возле дубов или берез. Их собирают с июня по ноябрь, когда температура опускается ниже +16 градусов, они не выступают.

Шиитаке

Императорский гриб или шиитаке широко известен в Китае и Японии, ведь тысячи лет назад его подавали на стол правителей. Сегодня его используют не только в кулинарии, но и в косметологии и медицине. Его название переводится с японского как растущий на каштане (дереве шии).

Гриб вырастает от 2 до 20 сантиметров в высоту со шляпкой 5-20 см. У него тонкая ровная ножка, немного сужающаяся книзу. Шляпка выпукло-округлая, бархатистая на ощупь. По мере роста грибка он может трескаться и становиться неровным. Гименофор шиитаке пластинчатый белый; при повреждении он становится коричневым. Цвет шляпки всегда коричневый или светло-коричневый, напоминающий оттенок какао.

Гриб произрастает в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке России. Живет на срубленных березах, дубах, каштанах, грабах, тутовниках и их пнях. Появляется в лесах с весны до поздней осени.

Подберезовик

Подберезовик или подберезовик принадлежит к тому же биологическому роду, что и подберезовик. Характерной особенностью этих грибов является то, что они чаще всего селятся рядом с определенными видами деревьев.

Характерная черта почти всех подосиновиков — яркая кирпично-красная шляпка, напоминающая осеннюю листву. Только белый подосиновик имеет светлую окраску. Шляпка гриба выпуклая, размером 5-20 см. Плодовое тело плотное и мясистое, ножка толстая, коренастая, булавовидной формы.

Абсолютно все подосиновики — съедобные грибы. Они обычны в смешанных и лиственных лесах Северной Америки и Евразии, иногда растут в хвойных лесах. Из названия гриба можно сделать вывод, что он обитает только возле осин, но его можно встретить и под елью, дубом, ивой, грабом, березой, буком и тополем.