Лица резьба по дереву: Объемная резьба.Резьба лица ~ Резьба по дереву

Объемная резьба.Резьба лица ~ Резьба по дереву

Резьба лица
   Так уж повелось, что в моих работах по дереву около 50% — это объемная резьба : декоративные маски, лица людей или фантастических персонажей.К слову, вы можете посмотреть их здесь.Может быть вам что-то и понравится.
   Так вот, накопился определенный опыт объемной резьбы по дереву и я хочу им поделиться с начинающими.Никакой теории, только практика.
   Во-первых, нужно хорошо себе представить, как будет или должна выглядеть будущая работа.Нарисовать вид спереди, сбоку, «покрутить» как следует образ в своем воображении, привыкнуть к нему.Деревянные чурки, то бишь заготовки у меня таких диаметров, что правильный прямоугольный брусок не сделать.В целях максимального использования объема материала я только немного снимаю древесину, чтобы придать цилиндрической заготовке подобие бруска.Эскиз работы прикалываю над верстаком, чтобы он все время был перед глазами.
Наношу эскиз на заготовку.Первое, что делаю, опиливаю заготовку по контуру, т.е. делаю овал лица с припуском.Чтобы ускорить и облегчить работу, использую на этом этапе ножовку, топорик, электрорубанок.Самое сложное — это рельефная предварительная выборка материала, т.е. на виде сбоку правильно задать взаимное превышение частей лица -носа, подбородка, губ, лба, волос.Я делаю это так.На виде сбоку прикидываю профиль носа, губ, подбородка, лба, волос.Делаю поперечные пропилы пилой по намеченным линиям и скалываю, убираю лишнюю древесину.В грубом виде у нас есть овал лица и профиль.Теперь я беру полукруглую стамеску и выбираю материал — формирую в первую очередь нос ( как не вспомнить повесть Н.В.Гоголя «Нос»!). Ведь нос является наиболее выступающей частью лица и именно к носу я привязываю остальные элементы.Как только задал нужное превышение носа, перехожу к линии волос, подбородка, губ.На этом этапе объемной резьбы срезается много древесины, но контролировать глубину порезок необходимо.Бывает, увлекусь, выберу лишнее, а потом приходится шпаклевать, наращивать объем.
Линии глаз и ушей при выполнении объемной резьбы намечаются в последнюю очередь.
   Если внимательно присмотреться к лицу человека, то становится видно, что оно, лицо наше, не симметрично.Отличается разрез глаз, сами глаза, линия носа может отклоняться от линии симметрии лица и т.д.Я называю это асимметричной симметрией.Ведь красоту лица создают не симметрично поставленные глаза, а их выражение, вся гармония лица.
   Так вот, при вырезании лица резчик может невольно допустить ошибку, сделать лицо не симметричным.Как это происходит?Часто резчик по дереву вырезает одну сторону лица (сам часто так стремлюсь делать), а затем переходит к другой.Это ошибка.Точной копии не создать, вот уже и пошла асимметрия. Порезки нужно делать равномерно по всей поверхности.Далее.Чтобы контролировать свою работу, есть такие приемы.Смотреть на изделие в зеркало.Сразу видны будут все неточности и несимметричность.Если зеркала нет, заготовку переворачиваем от себя на 180 градусов и смотрим — так же будут видны все ошибки.
Этими приемами нужно пользоваться постоянно в объемной резьбе, особенно при вырезании лица.Если есть ошибки, устраняем их.А для этого постоянно должен быть запас материала.

Объемная резьба
У каждого мастера по дереву есть свой, так сказать, почерк.Все равно, как у радиста.Я, например, когда прорезаю глаза, в уголке глаза, у носа, у меня все время получается ямка.В этом месте не удобно работать стамесками, а шлифовать — так одно мучение.Куда проще делать по-другому : линию носа сводить на щеку плавно, без углублений.И резать проще и шлифовать легче.
   Губы.У меня часто получалось, что губы, верхняя губа, сильно выступает над фоном лица.Доступ, опять же, к месту между носом и губой сильно затруднялся.И резать плохо и шлифовать плохо.А если внимательно присмотреться, то верхняя губа плавно, без углублений идет от среза носа.Если так и вырезать эту часть лица, то и трудностей никаких. Казалось бы, все это простые вещи, мелочи.Так ведь целое и состоит из мелочей.А целое — это уже не мелочь!
Вывод : нужно приглядываться к лицам, изучать их строение, тренироваться рисовать отдельные детали.Это здорово поможет в работе при выполнении объемной резьбы в общем, а резьбы лица в частности.
         Всего доброго и до свидания !

Резьба по дереву с Михаилом Ильяевым

Предлагаем вашему вниманию познакомиться поближе с прекрасным направлением – резьбой по дереву. Интервью С Михаилом Ильяевым

предоставлено сайтом http://www.rezbaderevo.ru/shkola-rezby-mihaila-ilyaeva-intervyu-s-masterom

Михаил, в адрес редакции сайта приходит много писем с просьбой рассказать подробнее о вашей школе резьбы по дереву. Пишут люди разного возраста, социального положения, ребята и девушки, мужчины и женщины. Наиболее часто читатели задают такие вопросы: «какой требуется начальный уровень навыков », «мне 46 лет, не поздно ли мне заниматься резьбой?», «учатся ли у вас девушки и женщины?»
В свой коллектив я принимаю детей от 10 лет и взрослых до 90 лет и старше, независимо от пола и уровня грамотности в резьбе. Некоторые начинают и в 70 лет. Я сам начал резать в 33 года, и вот уже 40 лет увлекаюсь этим замечательным творчеством. Начинать никогда не поздно! Главное — получать удовольствие от процесса и результата. Как правило, половина учащихся — это девушки и женщины. Приходят и семейные пары, а в трех случаях состоялись свадьбы тех, кто встретился в моей школе.

Говорят, что резьба не женское занятие…
Абсолютно не согласен. К рукоделию женщины не менее способны. Если увлеклась, то старание в создании образа, тщательность обработки деталей, поверхности, усидчивости у женщины нередко больше, чем у мужчин.

Да, это правда, стоит лишь посмотреть на работы ваших учениц. Причем, даже твердые породы дерева, как я заметил, нисколько не помеха для нежных женских рук… Давайте поговорим подробнее о методике обучения. В чем отличие вашей школы от других школ и курсов по резьбе?
Чтобы сказать об отличиях школы, надо хорошо знать другие методы обучения. В моей школе занятия индивидуальные, но все равны в общем творчестве. Я много внимания уделяю душевному расположению к тому что делаешь, предлагаю не делать что-нибудь и как-нибудь, а получать удовольствие от того, чем занимаешься. В коллективе стараюсь создать добрые, демократичные отношения, чтобы ученики в мастерской получали удовольствие от обучения и общения. Свое мнение на занятиях стараюсь не навязывать, а предлагаю варианты к обсуждению, аргументируя своим опытом. С годами я выработал свою технику обработки древесины разных пород, нашел свои пластические решения. Многое мне подсказало творчество скульптора Степана Эрьзи. При обучении обращаю внимание учеников на красоту дерева, его текстуру и ее более удачное расположение в форме, образе. Обучаю обработке твердых пород. Работы в природном материале (сувели, коряги) предлагаю создавать так, чтобы творчество природы и автора слились в целое, чтобы появлялось впечатление, что образ, форму создала сама природа.

Школа Михаила Ильяева

…Ко мне приходят люди с разным уровнем умения резать или «с нуля».

Если человек начинает заниматься «с нуля», то после его знакомства с правилами техники безопасности, Заповедью моей школы, рабочим местом, породами дерева, необходимым инструментом, предлагаю осваивать сначала технику контурной резьбы, потом геометрической резьбы, кудринского орнамента. Итак, шаг за шагом, от простого к сложному, от простых рельефов к сложным горельефам и скульптурным работам. Люди, которые приходят в школу с определенными навыками резьбы, начинают с разных этапов обучения. Свою программу обучения я очень подробно описал в книге «Уроки резьбы по дереву». В ней приведено поэтапное освоение техники резьбы, умения видеть форму. Самое начало, контурная резьба — это не просто вырезание картинок, а освоение навыков работы с инструментом, умение чувствовать направление волокон древесины, «характера» материала.

Контурная резьба

Геометрическая резьба, очень хорошо смотрится на многих изделиях. На «геометрии» отрабатываем технику работы ножом-косяком и также учимся определять направление слоя древесины.

Перед вами работа Юлии Руденской.

Кудринская резьба, тоже хороша для покрытия поверхности изделий. Учимся резать универсальным ножом. Пример — работа Марины Налевовой.

Затем обучаю технике резьбы несложных объемных форм — ложек, вазочек и разнообразных рельефов.

«Смородина» Екатерины Борисовой, «Ящерица и орешник» Андрея Толмачёва. Думаю, неплохо выполненные работы.

Следующий этап — анималистика, животный мир — черепахи, лягушки, летучие мыши, ящерицы, птицы и т.д.

Работа Екатерины Борисовой

Достойных работ в школе очень много.

Михаил, еще я заметил, что новички часто задают вам вопрос «сколько мне учиться, чтобы стать хорошим мастером»?
Время обучения до высокого мастерства — дело индивидуальное. В зависимости от способностей в этом роде деятельности и какую задачу поставили — уметь резать рельефы или создавать портреты, тело человека.

К сожалению, некоторые ученики бросают занятия, прежде чем поймут на практике свои возможности, не успев почувствовать, как прекрасно это увлечение, как удивительно такое творчество — создавать из простой брошенной доски, бревнышка, коряги собственными руками изделие, а возможно — произведение искусства.

Если ученик не умеет рисовать, может ли он достигнуть высокого мастерства в резьбе?
Бесспорно, резчику необходимо пытаться рисовать и очень желательно делать предварительные формы будущего изделия в пластилине, глине. Это значительно упростит понимание формы, образа, но к сожалению многие ленятся, сразу обращаясь к древесине. Я тоже не умею рисовать и ленюсь лепить. К сожалению, это заметно влияет на конечный результат.

Некоторые из тех, кто освоил декоративное решение анималистики переходят к образу человека. Маски лица, торсы, тело в композициях, бюсты, портреты. На последнем этапе рисовать и лепить крайне необходимо, кроме серьезного изучения анатомии человека. Но это для единиц, не всякому рисование под силу. Многие вырезают прекрасные орнаменты, формы и это немало! Лишь бы было мастерство резчика, убедительность формы и оригинальность, т.е. чувствовалась рука мастера и, возможно, автора.

К большой радости и открытию для меня, когда я попробовал лепить год назад, у меня стало получаться! И это при том, что рисовать я абсолютно не умею. Удивительно, но вырезать объемную декоративную форму мне оказалось проще, чем нарисовать изображение на бумаге…

Да, очень желательно создавать эскизы, наброски в пластилине, глине. Таким образом вырабатывается понимание объема, формы и композиции будущей работы. Создавать работу в дереве будет уже значительно проще.

Какой инструмент используется в школе?
Инструмент используем разный по форме и размерам, лишь бы сталь была качественная, хотя бы 9ХС. Не всякий инструмент, даже заграничный, хорош. Очень важно для начинающего иметь инструмент хорошего качества по форме и стали. В начале знакомства с техникой резьбы ученик не сразу овладевает техникой, а плохой инструмент приносит дополнительные огорчения и преждевременные выводы, что «нет способностей», «это не для меня».

Заточку инструмента провожу я сам, но и обучаю этой технике учеников. Это дается практикой. Каждый режущий инструмент в зависимости от качества стали, формы и толщины стамески, ножа и задачи его в резьбе затачивается по-своему.

Сколько человек вы обучаете в одной группе?
В группе занимающихся, на мой опыт, должно быть не более 12-15 человек. Расписание составляю по необходимости, чтобы было удобно для людей, которые работают днём или посменно. У меня занятия вечерние. Желательно, чтобы ученик был на 2-3 уроках в неделю, не меньше.

Какую работу вы сделали в последнее время?
Последняя моя работа — композиция «Ящерица и мотылёк». Это уже готовая работа, но я стараюсь показывать ученикам и промежуточные результаты, чтобы объяснить различные творческие решения и ходы.

Иногда на место глаз животных вставляю поделочные камни. В этой работе использован камень «тигровый глаз».

Михаил, расскажите немного об истории вашей школы, о ваших давних учениках.
Школу резьбы я организовал в 1978 году во Дворце Культуры им. М. Горького, когда почувствовал что могу передавать свой опыт другим и хотел иметь возможность общаться с коллегами.. Не одна сотня учеников занималась за эти годы. Для многих резьба стала хобби, а некоторые сделали это своей специальностью, работой, профессией, имеют мастерские и подмастерьев, выполняют удивительные работы, создают авторские произведения. Многие мои ученики сами организовали курсы и студии по резьбе. Много лет работал с детьми. Была 6 лет студия «Березка» в школе и каждое лето — в Анапе в детских лагерях. В резьбу контурную, геометрическую рекомендую принимать детей с 9-10 лет.
Если вспоминать моих учеников… Сергей Плохих окончил Архитектурный институт, мастер стилевой резной мебели. Имеет свою мастерскую. Реставратор музейных экспонатов. Работал в Германии, Китае, США — в музеях реставрировал историческую мебель.

Виталий Гриншпун занимался 6 лет у меня и окончил училище по резьбе твердого дерева и кости. Имеет свою ювелирную мастерскую по золоту, серебру, слоновой кости. Живет в США. Олег Райкис — автор оригинальных пластических образов, создатель уникальных шахмат, которые приобрели Каспаров, Карпов и другие известные люди. Имеет свою мастерскую и подмастерьев.

Анатолий Паншин — резчик с большой фантазией и трудолюбием. Участник многих фестивалей и конкурсов с 1980 года и по сей день.

Игорь Базыкин, Владимир Калмыков, Алексей Шумовецкий, Валерий Апульцин, Борис Сарнавский, Михаил Щербаченко, Екатерина Борисова, Борис Стадник и многие другие мои ученики до сей поры не расстаются с мастерством резьбы.

Своих учеников я часто встречаю на выставках, Конкурсах, «Днях резчика», на Ярмарках и Фестивалях, которые организую в Москве. Устраиваем в школе свои праздничные посиделки, конечно. Ученики прошлые и нынешние часто приходят ко мне домой в гости. У меня традиция — вновь поступивших в школу приглашаю в домашнюю мастерскую для теоретической встречи за чашкой чая. Где показываю свое рабочее место, инструмент, триста своих произведений, демонстрирую видеоматериалы о технике, о конкурсах, о мастерах, о своем творчестве.

С большим удовольствием побывал у вас в гостях вместе с другими учениками. Это тема отдельной большой статьи — «В гостях у Михаила Ильяева: теория для закрепления практики». Думаю, что многим нашим Интернет-читателям будет интересно совершить виртуальный визит в вашу домашнюю мастерскую-музей. Не возражаете?
Не возражаю.

Михаил, большое спасибо за беседу. Еще несколько слов и фотографий, как связаться с вами, найти вашу школу, а потом Заповедь вашей школы.

Адрес школы: Москва, Большой Овчинниковский переулок, дом 24, строение 5, ст. М. «Новокузнецкая». Телефон сотовый 8-916-234-8341.

Заповедь школы Михаила Ильяева

  • Уважаемый ДРУГ, ты вошел в мастерскую — это храм творчества и взаимопонимания. На время забудь о проблемах и заботах.
  • Настройся работать с желанием. Получай удовольствие от процесса и результата.
  • Будь доброжелательным, старайся наладить душевный контакт с учителем, коллегами и деревом.
  • Внимательно слушай преподавателя, не отвлекайся.
  • Старательно выполняй технику резьбы, создавая художественный образ.
  • Не спеши делать выводы о своих способностях. Ты не хуже других, а возможно и талантлив! Помоги развиться своим возможностям. Думай, что это занятие самое важное для тебя в данную минуту жизни. Так ты сможешь достичь более высоких результатов в творчестве.
  • Ты единственный на планете, а жизнь коротка и не стоит делать что-нибудь и как-нибудь. Постарайся оставить людям свой добрый след на земле.
  • Увлеченность и трудолюбие приведут к мастерству, удовольствию от результатов и возможности зарабатывать.
  • У тебя будет свое дело для души.
  • Верю, сможешь ты не мало!
С уважением и надеждой
Михаил Ильяев