Когда в сибири растут опята: Когда собирать грибы в Новосибирске
Когда собирать грибы в Новосибирске
Смотрите также
Как заготовить на зиму фрукты, овощи и травы: вкусные лайфхаки
Конец лета и начало осени — самое благоприятное время для грибников. По ночам приходят туманы, роса в лесу становится обильнее. Сейчас под Новосибирском можно найти огромное количество маслят, лисичек, груздей и, конечно же, белых грибов. Самый настоящий подарок для грибника, который отправится в лес в августе, — рыжики. А уже в начале сентября, если повезёт, можно нарваться на первые осенние опята и польские грибы. «Новосибирские новости» расспросили грибников со стажем и собрали народные приметы, по которым можно определить — в какие именно дни стоит наведаться в лес, чтобы наверняка насобирать грибов.
Первые туманы — сигнал к началу сбора осенних грибов
Начиная с августа верным признаком начала грибной поры являются плотные туманы по утрам.
Первые лисички — предвестник скорого появления белого гриба и подберёзовика
Когда погода стоит нежаркая, периодически идут кратковременные дожди, а в лесу вырастают первые лисички, то уже через несколько недель можно приходить за белыми грибами и подберёзовиками.
Появились первые мухоморы — начинайте поиски белых грибов
Белые грибы также следует искать в местах, где выросло много мухоморов с яркими красными шляпками. Эти грибы часто соседствуют. Обычно такие места встречаются в смешанных лесах, но не в чаще, а на открытом солнечном месте.
Прошли дожди и выступила роса — успевай, пока не перезрело
Самые комфортные условия для грибов: влажность воздуха — 80-90% и обильная роса. Грибы растут от одного дня до трёх суток.
Оптимальная температура для появления пластинчатых грибов: +10…+20 градусов, а для благородных — чуть прохладнее: +5…+15 градусов.В пищу годятся только молодые грибы, у которых шляпки полностью не раскрыты или раскрыты частично. Перезревшие грибы с раскрытой, как зонтик, шляпкой не имеют никакой пищевой ценности. Такой гриб лучше повесить на веточку, пусть его споры разнесутся по округе. А вот если шляпка выгнута, как купол, значит, гриб уже выпустил споры и в нём формируется яд. Такие грибы есть нельзя: они — основная причина отравлений.
В полях начали убирать овёс — отправляйтесь в ближайший лес
Есть такой день в народном календаре, как Наталья Овсяница. Наши предки отмечали его в первой декаде сентября, в это время начинали уборку овса, а также заготовку на зиму грибов. В народе говорили: «Пришла Наталья, пошли в лес по грибы. Пошли опята, значит, лето ушло».
Фото: pixabay.com
Много порхающих бабочек — признак активного роста грибов
Начался листопад — отправляйтесь за осенними опятами
С листопадом приходит пора собирать так называемые «осенние» опята. Их можно найти в густых зарослях травы рядом с поваленными деревьями и старыми пнями. В лесу опята растут большими группами, срезать грибы можно вплоть до устойчивых заморозков.
Первые утренние морозы — сигнал о начале сбора вешенок
Когда по утрам случаются лёгкие заморозки и образовывается иней, но днём ещё выглядывает солнце, можно отправиться в лес искать вешенки. Эти грибы у нас ещё не очень популярны, но уже всё чаще стали появляться в магазинах. Вешенки — вкусные грибы, их можно варить, жарить и мариновать.
Выпал первый снег — отправляйтесь за зимними опятами
Грибной сезон заканчивается с приходом ноября. Однако, даже когда ударил настоящий мороз и выпал первый пушистый снежок, можно ещё поискать в лесу «зимние» опята. Они часто «селятся» в дуплах старых деревьев, эти грибы очень похожи на обычные опята и вполне съедобны.Не пропускайте актуальные репортажи и интервью — подписывайтесь на канал Новосибирских Новостей на YouTube.
#Еда #Погода #Отдых #Инструкция #Полезный город #Дом за городом #Хобби #Дача #Туризм
ЗА ОПЯТАМИ | Наука и жизнь
Трудно найти, наверное, человека, не пробовавшего опят. Или хотя бы не слышавшего о них. Один из наших читателей А. КОЛЯДОВ из Липецкой области утверждает, что опята его семья собирает с ранней весны и до декабрьского снега.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Открыть в полном размере
ВЕСЕННЯЯ РАДОСТЬ
Приехал ко мне в деревню сын-школьник Алеша и первым делом — шмыг на лужок. Бродит, что-то высматривает в отливающей неяркой зеленью траве.
Лет пять назад притащил он с этого луга целый пакет пахнущих горьким миндалем ломких грибочков — тонюсеньких, со спичку, и с маленькой, в бутылочную пробку, шляпкой желтоватого цвета, полосатой по краю. Грибки эти мы рвали иногда и раньше. Они вкусны и универсальны: хочешь — вари, хочешь — суши, хочешь — маринуй. Но собирать их муторно: в каждом не более грамма — попробуй, набери впрок! Поэтому и я и жена луговой опенок (так мы его называем) не жалуем, предпочитая менее вкусные, но более крупные грибы, хотя бы гигантские строчки, иногда встречающиеся по первовесне на дубовых вырубках.
Алешу в пустоватый весенний лес не заманишь, однако на лугу у дома он набирал грибов раньше столько, что хватало всем на обед. Свой грибной «улов» он всегда вываливал на стол с торжествующим видом: дескать, глядите, какой я молодец. Но на этот раз он вернулся домой чуть-чуть расстроенный.
— Перевелись грибы!
В голосе Алеши недоумение, но я-то знаю, луговые опята — грибы хоть и ранние, но не до такой же степени, чтобы появиться на свет в начале мая. Их срок — третья декада, поближе к июню. Иногда, правда, в такую вот раннюю и теплую весну, как эта, могут проклюнуться на недельку-другую пораньше, но видно, нынче этого не произошло.
И вот мы идем в лес, он совсем рядом — метров триста от дома, не более. Быстро находим давно облюбованное мною место — овражек между сосновым и лиственным массивами. В нем влажно, под ногами много полусгнивших пней и валежника. Пару дней назад, до приезда сына, я приходил сюда за сморчками. Не нашел ни одного, но, продираясь в одном месте через бурелом, заметил стайку весенних грибов: мелких-мелких, с булавочную головку.
Рвать, естественно, не стал, решил придти сюда попозже.Вот и моя валежина! Грибы на ней, те самые крохотули, так разрослись, что превратились в плотный рыжеватый ком — упругий на ощупь. В нем, пожалуй, несколько сотен более плотных и мясистых, чем луговые грибы, но в общем же некрупных опят. Они заметно отличаются от «классических» осенних, известных, наверное, каждому: ножка потоньше, нет кольца от покрывала наверху, и шляпка тонкая, без характерных пупырышек. Срезаешь и чувствуешь, как пахнет свежесрубленной древесиной: это родовой запах весеннего опенка, как утверждают справочники, достаточно распространенного, но большинству грибников мало известного. А ведь этот гриб — настоящий подарок в прозрачном майском лесу!
ЛЕТНИЕ ВЕЛИКАНЫ
Прошлый год выдался для наших мест не грибным: трехнедельная засуха в июне губительно сказалась на грибницах. Прошел июль, затем добрая часть августа, а никто из соседей не запасся ни подберезовиками, ни маслятами, не говоря уже о белых.
И вдруг Михаил Петрович, бодрый еще и крепкий пенсионер, притащил из леса чуть ли не мешок опят. И вся деревня подалась в лес — поискать грибного счастья. Но улыбнулось оно, как водится, немногим: еще одному пенсионеру, прозванному за изворотливость и выдержку Штирлицем, да кому-то из приезжих, другие вернулись из леса несолоно хлебавши — ни одного грибочка!
Завидуя вместе со всеми удачливым, я не удивлялся такому результату. Летний опенок, в отличие от осеннего, доступного каждому, непредсказуем и разборчив. Показывается не всякому, а дается и вовсе избранным. Помнится, лет пятнадцать назад случайно попал я в один лесок под Чернавой — большим липецким селом, бывшей крепостью на границе со степью. Ехал мимо по трассе и остановился на обочине отдохнуть в тенечке. Углубился без всякой цели в лесок и вдруг остановился как вкопанный: огромный — почти в человеческий рост — дубовый пень был буквально усеян крупными, тесно сросшимися опятами.
Охнув, вернулся к машине за ножом и сумками. За полчаса нарезал опят тринадцать ведер — после перемерил дома, — ядреных, без единой червоточинки. Всей семьей их дружно варили и закатывали в банки. После лет одиннадцать ездил сюда за грибами всегда в одно и то же время — в начале августа. Сбор с пня год от года снижался и дошел в конце концов до полуведерка.Так что, умудренный опытом, в лес вместе со всеми я не пошел, полагая, что бесполезно, на всех не достанется. Но вот, слышу, еще несколько человек принесли из леса грибов. Не выдержал и, прихватив рюкзак, сел на велосипед.
Лес у нас сравнительно небольшой — примерно четыре на три километра, быстро нахожу ставшее известным всей деревне место — дубовую вырубку в самом его центре. Впрочем, оказываюсь там не один: с десяток машин стоит по обочинам дороги. Сумки у многих наполнены наполовину или на треть, грибным Эльдорадо здесь явно не пахнет.
Еду до соснового массива, где вроде не слышно и не видно грибников. Без всякой надежды сворачиваю с дороги: виданное ли дело искать в сосняке опят! Углубляюсь в лес на полсотню метров, под ногами — только почерневшие гнилые маслята да валуи.
Но постепенно картина леса меняется, начинают попадаться березы, молодые дубки. Невольно настораживаюсь: могут пойти настоящие грибы! Только подумал так и чуть не наступил ногой на целый «букет» опят. Склоняюсь с ножом над добычей. И тут же, у основания трухлявого дубочка, нахожу еще целый выводок увесистых опят. Через несколько шагов — еще один. Рюкзак заполнен до краев. Из кармана куртки достаю полиэтиленовый пакет и тут же утыкаюсь взглядом в необычный нарост на сосне. Подхожу ближе — грибы. Остается только удивляться, как попали они туда…
Затемно возвращаюсь в село. Усталости не чувствую: за спиной в рюкзаке и в пакете на руле ведра три — не меньше — опят. А что еще надо грибнику?
УСНУЛИ ПОД СНЕГОМ
Иду по берегу реки утоптанной узкой тропкой, дышу чистейшим воздухом, стараюсь ни о чем не думать, просто отдыхать и любоваться рыбаками на зимнем заснеженном льду.
Резко сворачиваю с тропки и бреду прямиком по снегу через продрогшую куцую лесополосу. Уже почти перешел ее, как, глубоко провалившись, задел ногой за корень и ухнул прямо в сугроб. Ощущения не из приятных: снег везде — за шиворотом, во рту, в ноздрях и рукавах.
Отряхиваюсь и, конечно, ругаюсь на чем свет стоит. И вдруг — о, чудо! Из-под осыпавшегося после моего падения куста торчат медово-желтые, темненькие к центру шляпки — опята. Да-да, самые что ни на есть настоящие зимние опята!
Лихорадочно разгребаю вокруг руками и замираю от восторга: да их тут пропасть! Уцелели с теплого и влажного октября, дождались первого снега, да так, им прикрытые, и уснули на зиму под плотной шапкой. Не появись я ненароком, дожили бы до самой весны, обрадовав кого-то из истинных грибников.
Тут же извлекаю из кармана хранящийся всегда про запас полиэтиленовый пакет и загружаю его почти до самого верха. Дома вытряхиваю грибы в теплой комнате на стол и с радостью замечаю, как они на глазах оттаивают и даже издают знакомый сладковатый запах!
Так что ужин у нас был не хуже, чем у тех рыбаков: опята жареные с луком и тушеные с картофелем. Вот уж, действительно, новогодний подарок!
o КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
ОПЯТА — НЕ ОПЯТА
В материале А. Колядова перечислены самые разные грибы, которые у нас привычно называют опятами. Давайте познакомимся с ними поближе.
Опенок луговой. Его научное название — негниючник луговой (Marasmius oreades). И действительно, эти мелкие грибки легко засыхают прямо на корню, а после дождика снова становятся упругими. Встречаются они на лугах, лесных полянах, пастбищах, обычно среди невысокой травы. Можно найти их по всей европейской части России, на Северном Кавказе, Алтае, в Приморье. Обычно высота грибов не превышает 8 см, а диаметр шляпки — 4-8 см или еще меньше. Вначале шляпка растет конусом, затем раскрывается в зонтик с тупым бугорком посредине и рубчиком по краю. Она тонкая, чуть кожистая, пластинки редкие, светлые, ножка жесткая и несъедобная. Характерной особенностью этого гриба является его способность образовывать так называемые «ведьмины кольца». Грибница разрастается от центра во все стороны примерно с одинаковой скоростью. Грибы образуются только по ее краю и растут близко один к другому, получается, что они образуют почти правильное кольцо, нередко диаметром 2-3 метра. Иногда грибница так высушивает почву в средней части кольца, что там погибает даже трава. В старину считали, что в таких кольцах по ночам пляшут ведьмы, которые и вытаптывают ее.
Опенок весенний, или, по-другому, коллибия лесолюбивая, дуболюбивая, обычная (Coliybia drypphila). Появляется этот гриб уже в мае и встречается с перерывами до октября.
Грибы некрупные, диаметр шляпки 2,5-6 см; вначале она полушаровидная, потом плоская с вмятинкой в центре, гладкая, рыжеватая или цвета бледной охры, постепенно выцветающая. Пластинки у только что появившихся грибов приросшие, затем свободные, закругленные у ножки, белые или кремовые. Ножка тонкая, высотой 4-7 см, внутри полая, жесткая, у основания с мелкими волокнистыми хлопьями, одного цвета со шляпкой. Гриб растет в лесах на подстилке возле пней или прямо на них. Встречается в европейской части России, на Северном Кавказе, в Западной Сибири, Приморье.
Опенок летний — специалисты называют его кюнеромицес изменчивый (Kuehneromyces mutabilis). Гриб — разрушитель древесины. Растет на гниющих древесных остатках, пнях, чаще — лиственных. Иногда встречается на деревянных сооружениях: мостах, заборах, скамейках, даже гниющих домах. Появляется с июня по сентябрь. Растет по всей России. Внешне хорошо отличается от других грибов более темной, как бы «мокрой» полосой по внешнему краю шляпки. У молодого гриба шляпка крутая, позже она разворачивается в зонтик с опущенным вниз краем, диаметр ее 4-6 см, иногда несколько больше. В центре шляпки широкий выпуклый бугорок. Окраска ржаво-коричневая. Пластинки — приросшие к ножке, немного спускающиеся по ней, у молодых грибов — кремовые, позже коричневые. Ножка чешуйчатая, часто слегка изогнутая, жестковатая, с кольцом. Выше кольца она светлая, ниже — бурая. На одном пне грибница может существовать несколько лет до полного разрушения ею древесины.
Опенок зимний, или фламмулина бархатистоножковая (Flammulina velutipes).
Двойник опенка осеннего и опенка зимнего — ложноопенок кирпично-красный. Различить эти грибы можно по пластинкам: у съедобных осенних и зимних опят они всегда светлые — белые, кремовые, желтоватые; у ложноопенка — сначала светлые, а по мере роста грибов — лиловато-бурые или даже черно-оливковые.
Опенок осенний, или настоящий опенок (Armillariella mellea), в отличие от всех других опят растет на живых деревьях и других растениях. Возможных хозяев у этого гриба-паразита насчитывается до 200, он способен расти даже на садовых пионах. Шляпка диаметром 5-10 см, сначала выпуклая и чешуйчатая, затем распростертая, мясистая, желто-коричневая или буроватая, чешуйки немного темнее. Пластинки желтовато-белые, у взрослых грибов часто с бурыми пятнами. Гриб с приятным запахом, ножки с белым перепончатым кольцом. Грибница часто образует длинные шнуры (ризоморфы), проникающие под корой деревьев в древесину. Встречается гриб с сентября по октябрь.
Опенок зимний, его научное название фламмулина бархатистоножковая (Flammulina velutipes). Растет большими группами на пнях, валежнике, реже — на живых деревьях, обычно лиственных, особенно часто на вязе, осине, иве. Встречается по всей территории России. Появляется при температуре +3…+10°С, встречается ранней весной, осенью. Продолжает расти под снегом при оттепелях, полностью промерзая в мороз. Над поверхностью снегового покрова высыхает и гибнет. Шляпка гриба диаметром 3-10 см, яркоокрашенная, обычно оранжевая, реже — охристо-коричневая. Пластинки желтовато-белые. Ножки тонкие, жесткие, в верхней части светло-коричневые, в нижней — темнеющие до бархатистой густо-коричневой окраски. Гриб очень вкусный, пригодный для всех видов переработки.
8 способов объяснить историю Санта-Клауса
Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Санта и его мешок… волшебных грибов? (Изображение предоставлено: Киселев Андрей Валерьевич | Shutterstock.com )История Санты и его летающего северного оленя восходит к маловероятному источнику: согласно одной теории, это галлюциногенные или «волшебные» грибы.
«Санта — это современный аналог шамана, который потреблял изменяющие сознание растения и грибы, чтобы общаться с миром духов», — сказал Джон Раш, антрополог и преподаватель колледжа Сьерра в Роклине, Калифорния.
Вот восемь способов что галлюциногенные грибы объясняют историю Санты и его оленей.
1. Арктические шаманы раздавали грибы в день зимнего солнцестояния.
Согласно теории, легенда о Санте восходит к шаманам из сибирских и арктических регионов, которые в конце декабря заходили в дома, похожие на вигвамы, с мешком, полным галлюциногенных грибов, в качестве подарка, сказал Раш.
«Как гласит история, еще несколько сотен лет назад эти практикующие шаманы или жрецы, связанные со старыми традициями, собирали Amanita muscaria (Священный гриб), сушили их, а затем дарили в день зимнего солнцестояния. », — сказал Раш LiveScience в электронном письме. «Поскольку снег обычно блокирует двери, в крыше было отверстие, через которое люди входили и выходили, отсюда и история с дымоходом».
2. Грибы, как подарки, водятся под соснами.
Мухомор темно-красный с белыми крапинками. (Изображение предоставлено USGS)Это лишь одна из символических связей между грибом Amanita muscaria и иконографией Рождества, по мнению некоторых историков и этномикологов, или людей, изучающих влияние грибов на человеческое общество. Конечно, не все ученые согласны с тем, что история Санты связана с галлюциногеном. [Trippy Tales: История волшебных грибов и других галлюциногенов]
В своей книге «Грибы и человечество » (The Book Tree, 2003) покойный автор Джеймс Артур указывает, что Amanita muscaria, , также известный как мухомор, обитает по всему Северному полушарию под хвойными деревьями и березы, с которыми грибы темно-красного цвета с белыми крапинками находятся в симбиотических отношениях. Это частично объясняет обычай рождественской елки и размещение под ней ярких красно-белых подарков, которые выглядят как Мухомор грибы, написал он.
«Почему в день зимнего солнцестояния люди приносят в свои дома сосны, кладя под ветки яркие (красно-белые) пакеты, как подарки, чтобы показать свою любовь друг к другу…?» он написал. «Это потому, что под сосновой ветвью находится именно то место, где в дикой природе можно найти это «самое священное» вещество, Amanita muscaria ». (Примечание: не ешьте эти грибы, так как они могут быть ядовитыми.)
3. Северные олени были шаманскими «духами животных».
Северные олени распространены в Сибири и на севере Европы и ищут эти галлюциногенные грибы, как это, как известно, делают и местные жители. Дональд Пфистер, биолог из Гарвардского университета, изучающий грибы, предполагает, что сибирские племена, которые ели мухомор, могли галлюцинировать, что пасущиеся северные олени летают.
«На первый взгляд это кажется нелепым, но это не так», — сказал Карл Рак, профессор классики Бостонского университета. «Кто-нибудь слышал о полетах северных оленей? Думаю, всем известно, что Санта отправляется в «путешествие» со своими оленями». [6 удивительных фактов об оленях]
Санта и его олени отправились в путешествие, вызванное волшебными грибами? (Изображение предоставлено: Nomad_Soul Shutterstock )«Среди сибирских шаманов у вас есть дух животного, с которым вы можете путешествовать в поисках видений», — продолжил Рак. «А северные олени обычны и знакомы людям в Восточной Сибири».
4. Шаманы в костюмах… Деда Мороза.
У этих шаманов «также есть традиция одеваться как [гриб]… они одеваются в красные костюмы с белыми пятнами», — сказал Рак.
5. В рождественской иконографии много грибов.
Елочные украшения в форме мухоморов грибов и другие изображения грибов также широко распространены в рождественских украшениях по всему миру, особенно в Скандинавии и Северной Европе, отметил Пфистер. Тем не менее, Пфистер ясно дал понять, что связь между современным Рождеством и традицией употребления грибов предками является совпадением, и он не знает о какой-либо прямой связи. [5 удивительных фактов о Рождестве]
6. Нос Рудольфа напоминает ярко-красный гриб.
Рак указывает на Рудольфа как на еще один пример возрождения образа гриба: его нос выглядит в точности как красный гриб. «Удивительно, что северный олень с красным грибовидным носом идет во главе, ведя за собой остальных», — сказал он.
Многие из этих традиций были объединены или проецированы на Святого Николая, святого, жившего в четвертом веке и известного своей щедростью, как гласит история.
Существует мало споров о потреблении грибов арктическими и сибирскими племенами и шаманами, но связь с рождественскими традициями более незначительна или «загадочна», как выразился Рак.
7. «Визит святого Николая» возможно заимствован из шаманских обрядов.
Многие современные детали современного американского Санта-Клауса взяты из стихотворения 1823 года «Визит святого Николая» (которое позже стало известно как «Это была ночь перед Рождеством»). Стихотворение приписывают Клементу Кларку Муру, аристократическому академику, жившему в Нью-Йорке.
Происхождение видения Мура неясно, хотя Артур, Раш и Рак считают, что поэт, вероятно, черпал вдохновение из североевропейских мотивов, происходящих из сибирских или арктических шаманских традиций. По крайней мере, писал Артур, сани и северные олени Санты, вероятно, являются отсылками к различным родственным северноевропейским мифологиям. Например, скандинавский бог Тор (известный по-немецки как Доннер) летел в колеснице, запряженной двумя козлами, которые в современном пересказе заменены северными оленями Санты, писал Артур.
Северные олени, которые обычно не умеют летать. (Изображение предоставлено Stockxpert)Другие историки не знали о связи между Сантой и шаманами или волшебными грибами, в том числе Стивен Ниссенбаум, написавший книгу о происхождении рождественских традиций, и Пенне Рестад из Техасского университета в Остине. из которых связались с LiveScience.
8. Санта из Арктики.
Один историк, Рональд Хаттон, сказал NPR, что теория связи гриба и Санты ошибочна. «Если вы посмотрите на свидетельства сибирского шаманизма, которые я сделал, — сказал Хаттон, — вы обнаружите, что шаманы не путешествовали на санях, обычно не имели дела с оленьими духами, очень редко употребляли грибы, чтобы войти в транс. , не было красно-белой одежды».
Но Раш и Рак не соглашаются, говоря, что шаманы действительно имели дело с духами северных оленей, а употребление грибов хорошо задокументировано. Раш добавил, что сибирские шаманы носили шкуры благородного оленя, но окраска одежды Санты в основном предназначена для отражения окраски грибов Amanita . Что касается саней, то дело не в точном способе передвижения, а в том, что «поездка» включает в себя перемещение в другое небесное царство, сказал Раш. Иногда люди также пили мочу шамана или северного оленя, так как галлюциногенные соединения выделяются таким образом, без некоторых вредных химических веществ, присутствующих в грибах (которые расщепляются шаманом или северным оленем), сказал Раш.
«Люди, которые разбираются в шаманизме, принимают эту историю», — сказал Рак. «Есть ли какая-то другая причина, по которой Санта живет на Северном полюсе? Эта традиция восходит к Сибири».
Примечание редактора : это новая версия статьи, опубликованной 20 декабря 2012 г., которую можно найти здесь .
Электронная почта Дуглас Мэйн или подпишитесь на него по номеру Twitter или Google+ . Следуйте за нами @LiveScience , Facebook или Google+ . Статья изначально на LiveScience.
Дуглас Мейн любит странный и удивительный мир науки, копаясь в удивительных открытиях планеты Земля и странных находках животных (от сумчатых, спаривающихся до смерти, до червей-зомби и пьющих слезы бабочек) для Live Science. Подпишитесь на Дага в Google+.
Происхождение Санты… Возможно.
| Управление науки и обществаСеверный олень, кажется, просто полюбил Мухомор красный , или Мухомор, как его больше называют. Их можно было как бы водить за нос, просто рассыпав перед собой кусочки гриба. Почему животные так любили эти грибы, наверное, возникал у многих. Чтобы найти ответ, все, что им нужно было сделать, это попробовать гриб. Блаженная эйфория быстро наполнила их тело, и перед глазами заплясали яркие образы, возможно, даже сахарных слив. Небесные звуки резонировали в их ушах. Если только они не переусердствовали. Затем наступила мертвая тишина.
Мухомор красный содержит природные галлюциногены мускамол и иботеновую кислоту, а также сильнодействующий токсин мускарин. Мухомор – это не тот «волшебный гриб», который люди ползут на коленях, чтобы найти в лесах северо-запада или незаконно выращивают в подвалах. Это грибы «псилоцибы», которые содержат галлюциноген псилоцибин. Это тоже может вызвать проблемы, но не так токсично, как мускарин. С мухоморами действительно опасно связываться. Ранние лапландцы и сибиряки, вероятно, рисковали с грибком, чтобы скоротать долгие, темные, унылые ночи. Этой практики больше не существует, так как «гриб счастья» был заменен телевидением, которое в большинстве случаев обеспечивает менее токсичную форму развлечения.
Проглатывание мухоморов никогда не было широко распространенным явлением, поскольку грибы встречались относительно редко. Обычно его предназначали для особых случаев, например, на Рождество. Состоятельные люди предавались и часто уходили с праздника, чтобы справить нужду в снегу. Это привлекло северных оленей, которые затем начали энергично лакать растаявший снег. Обнищавшие аборигены заметили такое поведение северных оленей и ухватились за легкий способ скрасить свою жизнь. Они собрали снег с желтым оттенком, растопили его и угостились необычным напитком. Очевидно, некоторые из активных ингредиентов грибов выводились с мочой.
Сильные галлюциногенные свойства мухомора красного привели к тому, что шаманы использовали его в квазирелигиозных церемониях. Шаманы представляли собой сочетание целителя, духовного лидера и психолога в одном лице. Часто они употребляли галлюциногенный гриб, чтобы войти в похожее на транс состояние повышенного сознания, которое, казалось, более способствовало физическому и духовному исцелению. Церемонии возвещались палкой, вставленной вертикально через дымовое отверстие шаманской хижины, отверстие, через которое якобы выходил и входил дух шамана. Шаман также часто предлагал своей стае образцы мухоморов, которые носили в кожаном мешке. По некоторым сведениям, связь между этими ритуалами и грибом была настолько сильной, что шаманы украшали свою меховую одежду красным и белым цветами гриба. Итак, у вас есть это. Веселый мужчина в красно-белом меху с мешком подарков. Добавьте к этому образы дымового отверстия и галлюцинирующих северных оленей, и вы получите веселого старого Санта-Клауса и его «летающую» свиту. Как сказала бы Рипли, верьте этому или нет.
И в этом случае, может быть, мы отложим научную проверку и выберем «нет».