Дача картины: дачное настроение Маковского, Коровина, Кустодиева, Шишкина, Репина и других.

Содержание

дачное настроение Маковского, Коровина, Кустодиева, Шишкина, Репина и других.

Неспешное утро под пение птиц. Ленивый день с прогулкой в лес или неотвратимые грядки. Вечерняя заря и медные отблески костра. Дача — больше, чем просто загородный домик в окружении сада. Дача — лето, романтика, настроение. С момента предвкушения скрипа калитки и запаха травы весной до висячего замка на двери под шорох осенних листьев. Отдыхаем, глядя на картины русских художников с Натальей Летниковой.

«Приезд на дачу»

Владимир Маковский. Приезд на дачу. 1899

По воде или на извозчике в ХIХ веке, электричкой, автобусом и — о чудо — на собственной машине в следующих столетиях. Мастер жанровых сцен Владимир Маковский остановил мгновение загородной встречи в 1899 году. Среди зелени и солнечных бликов на высоком крыльце хозяева принимают гостей. С коробками и картонками для шляп в поддержку дачной моды и непременной удочкой для посиделок на берегу реки. А призрачная дымка леса вдали обещает ранний поход за грибами.


«За чайным столом»

Константин Коровин. За чайным столом. 1888

Пожалуй, лучшее место на даче после кресла-качалки или гамака. Константин Коровин заглянул на чай на дачу к Поленовым, с которыми художник был дружен. Василий Поленов был дачником гостеприимным. Чайный стол на террасе и медный самовар помнили Нестерова, Серова, Остроухова. Участники чаепития за беседой, Наталья Поленова по-хозяйски с шитьем в руках. И пустующий стул говорит о присутствии еще одного гостя, который от чайного стола отлучился к мольберту.


«На даче. Девочка за чисткой ягод»

Николай Быковский. На даче. Девочка за чисткой ягод. 1880

Оборотная сторона дачного изобилия и лесного соседства. Дары природы середины лета и кропотливый труд, награда за который порою наполняет корзины, а иногда — умещается в тарелочку. За изящным столом у окна с видом на просторы полей — дочка художника Николая Быковского, Лида. Спокойное лицо склонилось над работой, изящные руки отделяют «зерна от плевел». Тонкие черты художник учился писать сначала в Академии художеств, а затем — в солнечной Италии.


«На террасе»

Борис Кустодиев. На террасе. 1906

Или семейный портрет в дачном интерьере. Одна из самых умиротворяющих работ Бориса Кустодиева в светлых и мягких тонах. Художник в кругу своей семьи ведет неспешный разговор. Летний ветерок колышет занавеску, добавляя в знойный воздух свежести. Маленьких участников чаепития уже не интересует ни сам чай, ни печенье. Ведь дача — это целый мир с «неведомыми дорожками» и таинственным домом. Дом-мастерскую на Волге художник назвал «Терем» и проводил здесь каждое лето.


«Около дачи»

Иван Шишкин. Около дачи. 1894

Смешанный лес, написанный так, что «шелестит» каждый листок, длинные тени, блеск реки. Певец русской природы Иван Шишкин к пейзажу, пронизанному светом, добавил скамью и барышню, укрывшуюся от солнца изящным зонтом. Отложен роман, наверняка один из многих, припасенных на дачный сезон. Мечтательный взгляд устремлен вдаль. XIX век. Дача — загородный салон. Не просто место отдыха, а жизнь на лоне природы по светским правилам: балы, изящные наряды и изысканные шляпки.

Читайте также:

«На Академической даче»

Илья Репин. На Академической даче. 1898

Непраздный отдых, мольберты в ряд — работа Репина. Два столетия студенты Академии художеств писали на полянах в окрестностях Вышнего Волочка лесные и болотные ландшафты. «Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли» с легкой руки художников Ильи Репина и Алексея Кившенко. Работали с комфортом благодаря меценату Василию Кокореву — с библиотекой, музыкальным залом и большими мастерскими. В числе преподавателей были Куинджи и Верещагин.


«На даче в сумерки»

Исаак Левитан. На даче в сумерки. 1890-е

Картина Исаака Левитана, дачников всех объединяющая. Несмотря на столетия, невзирая на эпохи. Светский салон или альтернатива курорту, признание заслуг, дача-кормилица или дача-статус. Традиции и предназначения меняются, но в темноте все кошки серы и дачные дома не разглядишь. Лишь светятся в сумерках теплые окна, уютные абажуры или пламя костра. Дачная романтика. Вплотную подступающий лес. И тишина, послушать которую приезжают из года в год, из века в век.

5 книг, 10 картин — PORUSSKI.me

Культура дачи – это продолжение уникальной атмосферы духовности и творчества помещичьей России второй половины XIX века, это форма так называемого “усадебного мышления”, “строя деревенской жизни”, которая и по сей день находится в основах поведения современного человека. «Дача» — древнее русское слово, образованное от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В XVII веке слово «дача» встречается в обозначении земельного участка, полученного от государства. Во второй половине XVIII столетия слово «дача» употребляется  для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной недалеко от города. Используя этот термин, вы можете быть уверены в его исключительно русском происхождении, ведь “дача” – типично русское слово, не переводится на другие языки и связано с “нашим” своеобразным феноменом культуры.

Русские деятели искусства веками воспевали природу родных краёв. Редкий писатель или художник, проживая в крупном городе, не сбегал на время за город для уединения и размеренного отдыха. Поэтому наше культурное наследие крайне богато на словесные и художественные описания милых и любимых деревянных домиков, быта и самых разных мелочей, живущих из сезона в сезон по своим законам. С развитием городов появилось такое понятие “дача”, как дом для отдыха, а не для постоянного места жительства. И раз за разом стали появляться характерные описания такого жилья и плавно и мирно текущего в нём времени. Мы хотим показать вам именно такие примеры в литературе и живописи.

Книги

 Иван Алексеевич Бунин | На даче


Антон Павлович Чехов | Вишневый сад


Фёдор Михайлович Достоевский | Идиот


 Максим Горький | Дачники


 Лиля Брик | Пристрастные рассказы

Живопись

Шагал Марк Захарович | Окно на даче

В июле 1915 года Белла Розенфельд стала женой Марка Шагала, после чего пара отправилась в деревню недалеко от Витебска, Заольшье. Эта дача принадлежала Розенфельдву. В это, – счастливое для молодоженов, – время и была написана картина «Окно на даче» – окно с видом на опушку березового леса, перед которым Шагал изобразил себя и супругу. Занавеска откинута, чтобы не мешать любоваться пейзажем, а два профиля Марка и Беллы расположены между пространством зрителя и мира, который находится за окном. Это и многое другое помогает  передать особую атмосферу гармонии и покоя.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея


Иван Иванович Шишкин | На даче

Иван Иванович Шишкин очень любил заниматься изображением природы. Картина “На даче” была написана в 1894 году. Светлая гамма тонов предлагает окунуться в природный мир. Девушка, отложившая книгу, не спеша безмятежно слушает шум леса и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен помогают зрителю почувствовать одновременно прохладу листвы и жаркий полдень.

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань


Илья Ефимович Репин | На Академической даче

Академическая дача существовала на самом деле, она была создана 22 июля 1884 года общественным деятелем России Василием Кокоревым. Летом здесь работали 35 учеников Академии художеств и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин. Ученик «Академички» А.Г. Орлов писал другу: «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали «ура!» и бросали вверх шапки».

Местонахождение: Государственный Русский музей


 Борис Кустодиев | На террасе

Картина “На террасе” была написана в 1906 году. Это глубоко лиричное и светлое произведение, написанное Кустодиевым, выделяется среди гораздо более ярких произведений художника. Особая, тонкая чувственность этой картины выражает любовь к людям, к домашнему очагу. Конечно, не сложно догадаться, что художник изображает именно свою семью, а не случайных героев. Здесь изображены его жена, дети, сестра с ее мужем и няня в обстановке их самого обычного вечера.

Местонахождение: Нижегородский художественный музей


 Константин Коровин | За чайным столом

Так называемые “жуковские” картины относят к первым, по-настоящему импрессионистским работам Коровина. “Жуковскими” они называются от названия деревни Жуковка, где располагалась дача друзей Коровина, куда он приезжал не только за отдыхом, но и за решением проблемы передачи световоздушной среды. В картине «За чайным столом» живописец изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова. Создается эффект случайного кадра, присущий многим импрессионистам. Выявить жанр работы «За чайным столом» достаточно проблематично. Полотно вобрало в себя всего по чуть-чуть – внимательный зритель различит здесь и черты группового портрета, и жанровой сцены, и пейзажа, и натюрморта.

Местонахождение: Музей В.Д. Поленова


 Юрий Репин | На даче у Репиных

Юрий Ильич Репин – сын Ильи Репина. В России он, кажется, совершенно неизвестен, сведений о нем мало. Судьба художника закончилась трагически. Не будь Юрий Репин сыном своего отца, кто знает, быть может, жизнь его сложилась бы совсем по-другому, и он стал бы известным и успешным художником. Но груз ответственности, наложенный фамилией, оказался для Юрия непомерным. Даже самые успешные его картины не могли сравниться с шедеврами Ильи Репина.

Местонахождение: музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»


Николай Быковский | На даче. Девочка за чисткой ягод

Николай Михайлович Быковский — русский художник, академик исторической живописи. Также занимался иконописью и настенными росписями в церквях, в частности Храма Христа Спасителя в Москве. На картине изображена дочь художника – Лидия Николаевна Быковская.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея 


 Сергей Власов | Послеполуденный сон на даче


 Владимир Маковский | Кукольное представление на дачах


 Исаак Ильич Левитан | На даче в сумерки

Местонахождение: Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник

 

Картины Валентина Петрова в центре «Дача»

Картины Валентина Петрова на монографической выставке в центре «Дача»

Картины Валентина Петрова собраны на монографической выставке, посвящённой 75-летию художника. Творческий путь этого самобытного мастера начался почти 30 лет назад. Ему удалось создать множество увлекательных сюжетов, не повторяясь и в то же время сохраняя узнаваемый стиль. В экспозицию, открытую в Музейно-выставочном центре «Дача», включены картины разных лет, что позволяет оценить разнообразие художественного почерка автора.

   Валентин Николаевич Петров родился в 1944 г. в деревне Новосёлово Московской области, ныне живёт в г. Истра. С 1990 г. он начал писать картины маслом и акрилом, вдохновившись примером друзей-художников.

  За эти годы принял участие в ряде крупных общероссийских и международных выставок наивного искусства. На его счету 14 персональных выставок на московских и региональных площадках. Петров — художник плодовитый, но чрезвычайно внимательный и вдумчивый.

   Валентин Николаевич с удивительной чуткостью работает с материалом российской культуры, обращаясь к сказочным мотивам, запечатлевая реальные городские пейзажи, создавая комические сценки, где обыгрываются всем знакомые клише, привычки и обычаи наших будней и праздников. Благодаря удачной лаконичности повторяющихся приёмов сохраняется иронический подтекст, а тепло авторского голоса, его живое соучастие в происходящем (на многих картинах Петрова можно заметить скромного персонажа с мольбертом) придаёт глубину и серьёзность. Поднимаясь в воздух на крутом вираже и озирая действительность с высоты, художник не забывает и спуститься на землю, чтобы рассмотреть дорогие сердцу мелочи жизни.

     Художник Валентин Петров — член Творческого союза художников России, Международной федерации художников, Московского областного союза художников, Международного художественного фонда. Многократный участник Московского международного фестиваля наивного искусства «Фестнаив». Работы находятся в собраниях МРЛИНИ, Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского, ГВЗ «Беляево», ГВЗ «Митино», галереи «JJ Davies», а также в частных собраниях и галереях 27 стран мира.

  Музейно-выставочный центр «Дача» находится по адресу: Союзный проспект, дом 15а. Картины Валентина Петрова будут экспонироваться до 24 ноября.

     Телефон для справок: +7 (495)301-0348

Ксения Чупкина

Фото: открытые источники

Описание картины Ивана Шишкина «Около дачи»

 

И.Шишкин, «Около дачи», 1894 год, Фото: upload.wikimedia.org

Картину «Около дачи» написал русский художник Иван Иванович Шишкин в 1894 году.

Шикарный подарок Шишкина землякам

В своем произведении автор приглашает зрителя погрузиться в сущность природы посредством потрясающей светлой палитры. Это ему удалось: вся картина пронизана свежим воздухом, красками и цветом.

В центре композиции – фигура девушки в белой блузе, сидящая на лавочке. Она отложила книгу в сторону, с упоением слушает птичьи трели и колыхание могучих деревьев. Очевидно, что она никуда не торопиться, а просто вышла отдохнуть и почитать в сад. В руках у девушки цветной зонт, которым она прикрывается от солнца, а ее расслабленная поза говорит о том, что она наслаждается уединением.

Пейзаж написан художником в светлых тонах, нет ни единого темного пятна. Для зрителя создается впечатление прохлады в летний жаркий день. Могучие деревья купаются в лучах теплого солнечного света, невесомы и прозрачны листья. Они будто загораживают, защищают героиню от яркого солнца, хотя настырные лучи стараются проникнуть через густоту листьев. Легко и мягко ложатся на землю тени от деревьев. Волшебный лес притягивает и манит ароматом и теплом. На заднем плане картины видна река, от которой веет прохладой и спокойствием.

Для своего пейзажа художник использовал краски зеленого и охрового оттенков. Они являются основными природными цветами растений и земли. Шишкин брал за основу заводские краски, так как считал, что это единственный способ надолго оставить цвета насыщенными и яркими. Своей сочностью и свежестью радует глаз зелень листьев и травы. 

Картина была представлена в Казани, на выставке русского искусства в 1898 году. Пейзаж привлек внимание публики и жители попросили художника оставить ее на родине.  

Художник очень любил родную казанскую землю, и с удовольствием согласился оставить картину землякам. На сегодняшний день картина находиться в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.

Картина Дача — Городской пейзаж

Картина Дача — Городской пейзаж — Драган Иван (живопись)