Операция «лесосплав» (часть 1)Автомобили-сортиментовозы

Лесовоз Урал 4320 —надежная техника, востребованная на территории Российской Федерации и широко применяемая в сфере лесного хозяйства. Продается с двигателем, соответствующим категории Евро 4, имеет простую конструкцию, манипулятор для погрузки и полуприцеп для повышения грузоподъемности и эффективности.

Ниже рассмотрим, что это за техника такая,хлыстовоз, где она применяется, разберем технические особенности грузовика, манипулятора и полуприцепа. Отдельно поговорим о конкурентах и стоимости новой или б/у техники.

Что такое хлыстовоз

Автомобиль хлыстовоз — один из видов лесовозов, предназначенный для перевозки леса в бревнах, еще не разделанных под сортимент. Такая техника активно применяется при заготовке леса, отличается удобством размещения и закрепления груза для его перевозки. Хлыстовоз используется вместе в составе автомобильного прицепа.

Лесовоз Урал-4320 с манипулятором

Дополнительно в конструкцию входит шасси, крепежная система и кран-манипулятор, работающий на гидравлическом принципе. Бревна укладываются в специальные узлы-крепления, которые впоследствии фиксируют груз.

Производители современных лесовозов учитывают требования к такой технике и предусматривают в машине только надежные крепления. Такая особенность исключает рассыпание груза и позволяет оператору смотреть только на дорогу.

Сфера применения

Лесовоз Урал с манипулятором предназначен для транспортировки неотесанных бревен. Такая техника активно применяется при вырубке и заготовке леса в разных регионах России. Оборудованные гидравлическими манипуляторами машины, помогают погружать / разгружать лес и другой сортимент, обходясь без применения дорогостоящей специальной техники.

Важно

Параметры грузовика гарантируют возможность использования машины в широком температурном диапазоне от -50 до +50 градусов Цельсия.

Все элементы Урала способны выполнять функции во всех регионах, начиная с регионов Крайнего Севера, заканчивая южным песчаным пустыням. Наиболее вместительным является вариант лесовоза с полуприцепом или в виде автопоезда. Такой транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов.

При выборе машины для решения определенных задач нужно учесть особенности эксплуатации и с их учетом подбирать комплектацию. В частности, модели лесовоза Урал 4320 могут комплектоваться разными видами манипуляторов, имеют индивидуальную комплектацию кабину и параметры.

Отечественные предприятия

По некоторым данным, свыше десяти предприятий в России ежегодно выпускают тысячи гидроманипуляторов. В конструкциях выпущенных в последние годы моделей отечественных гидроманипуляторов появилось много усовершенствований. Стали использоваться электронные системы безопасности, высокопрочные стали, что позволяет облегчить конструкцию, вводится управление джойстиками, используются двухконтурные гидросистемы, которые обеспечивают более плавное управление и дают возможность выполнять одновременно несколько операций (правда, наиболее ответственные гидравлические компоненты – импортные). Также стали широко использоваться литые основания колонн манипуляторов и более мощные и надежные поворотные механизмы с двумя рейками, а также гидропривод выдвижения аутригеров и функция автоматического поворота аутригеров в транспортном положении.

«Великолукский завод Лесхозмаш»

АО «Великолукский завод Лесхозмаш» (г. Великие Луки, Псковская обл.) выпускает лесные гидроманипуляторы серии VPL (схема складывания продольная) с грузовым моментом от 70 до 100 кН.м с одной или двумя телескопическими секциями. Предусмотрена установка гидроманипуляторов на автомобили и стационарно. При изготовлении используются высокопрочные стали и гидравлические компоненты от ведущих мировых производителей. Возможна комплектация кранов двухконтурной гидросистемой.

В отличие от других марок гидроманипуляторов, вал механизма поворота колонны кранов VPL смонтирован на подшипниках качения, а не скольжения, что значительно повышает срок службы узла. Во всех шарнирных соединениях установлены подшипники скольжения с перфорированной бронзовой поверхностью трения для лучшего распределения смазки. Все РВД защищены спиралями от истирания и повреждения извне. Гидроманипуляторы VPL комплектуются электрическим пультом управления электрооборудованием с цифровым счетчиком наработки времени. Возможно дооборудование гидравлического выдвижения выносных опор и их подъем. Гидроманипуляторы VPL оснащаются лесопогрузочным грейфером VPL Х-35 с площадью захвата 0,35 м3 и ротатором.

«Майкопский машиностроительный (г. Майкоп, Республика Адыгея) выпускает гидроманипуляторы линейки «МАЙМАН» для лесозаготовительных работ (автомобильные, тракторные и стационарные) с грузовым моментом от 5 до 14 тм и максимальным вылетом стрелы 10 м. В линейке имеются модели c L- и Z-образным складыванием.

Новинка линейки: МАЙМАН-110S (MM-110) с грузовым моментом 11 тм и максимальным вылетом стрелы 7,8 м. Угол поворота составляет 400° (опция – 425°). МАЙМАН-110S изготавливается из стали S500 и предназначен для работы с крупными сортиментами и хлыстами. В базовую комплектацию входят гидропривод выдвижения балок аутригеров и система контроля и безопасности М-STAR, которая позволяет контролировать уровень загрузки гидроманипулятора, наработку в машиночасах, температуру рабочей жидкости в гидробаке, а также информировать о сроках проведения очередного техобслуживания.

Может комплектоваться шведским или итальянским гидрораспределителем и гидронасосом объемом 56, 64 или 80 cм3. Возможна комплектация двухконтурной системой управления с двухпоточным насосом или с двумя насосами и редуктором, позволяющей увеличить производительность гидроманипулятора в 1,8 раза, снизить динамические нагрузки и получить экономию топлива до 7%. При комплектации насосом повышенной производительности 80 cм3 скорость работы гидроманипулятора МАЙМАН-110S увеличивается не менее чем на 40% и не менее чем на 80% при применении двухконтурной системы управления.

Предприятие также предлагает гидроманипуляторы предыдущего поколения линейки «АТЛАНТ».

Описание и технические характеристики тягача Урал-4320

Лесовоз-хлыстовоз на базе грузовика Урал 4320 — автомобиль с хорошей проходимостью и грузоподъемностью. Отличается полноприводной колесной базой 6х6 и используется для перевозки пиломатериалов-длинномеров по любым дорогам. Наличие гидравлического манипулятора позволяет погружать и разгружать перевозимые грузы. Сам транспорт долгие годы используется в РФ и странах СНГ, практически ничем не уступая отечественным и зарубежным конкурентам.

Лесовоз Урал с гидроманипулятором имеет сравнительное небольшие габариты, что упрощает его передвижение в лесу. Длина и ширина автомобиля составляет 7,588 и 2,5 м соответственно, а высота вместе с манипулятором не более 4 м. Расстояние между осями машины 3,525 м, а колесная база задней оси — 1,4 м.

Хорошие вездеходные качества обеспечиваются высоким клиренсом высотой 36 см. В зависимости от модификации лесовоза могут меняться следующие параметры:

  • размеры;
  • число осей;
  • удаленность прицепа.

Снаряженный вес машины составляет 12,075 т, а полный показатель — 21,3 т. Если говорить о распределении массы по осям, то 5,415 приходится на переднюю, а 15,885 на заднюю. Разгрузка и погрузка осуществляется с помощью крана-манипулятора, который выдвигается на 9,7 м. В такой позиции грузоподъемность составляет около 0,96 т. Наибольшие показатели приходятся на 3-метровую длину — 3,07 т.

В качестве силового агрегата на хлыстовозе Урал 4320 установлен ЯМЗ-536. Это дизельный двигатель объемом 6.65 л, отвечающий всем стандартам Евро-4. Имеет шесть цилиндров с рядным расположением, турбонаддув и непосредственную подачу топлива.

Такая компоновка позволяет выдавать машине 240 л. с и 900 Н*м при количестве оборотов в минуту от 1300 до 1600.Наибольшая скорость, которую может набрать грузовик по хорошим дорогам — 75 км/ч. При этом расходуется топлива около 34,5 л. При движении по бездорожью потребление горючего увеличивается до 45-55 литров на «сотню».

Вместе с двигателем работает МКПП на пять скоростей типа ЯМЗ-0905. Дополнительно предусмотрены следующие элементы:

  • 1-дисковое сухое сцепление;
  • трансмиссия с двухступенчатой раздаточной коробкой, полноприводная;
  • дифференциал с возможностью блокировки.

Как отмечалось, лесовоз Урал 4320 способен проезжать подъемы высотой до 60% и преодолевать водяные преграды до 1,5-метровой глубины. Также машина не боится 2-метровых рвов, что позволяет подобраться даже к наиболее удаленным местам.

Грузовая машина построена на раме клепаного типа, сформированной из двух лонжеронов, объединенных друг с другом с помощью поперечины. Кабина грузовика 2-дверная, изготовлена из цельного металла. Кран-манипулятор установлен сзади с помощью подрамника. Ходовая часть автомобиля отлично продумана. Обе подвески зависимые:

  1. Передняя — с гидроамортизаторами и рессорами в форме полуэллипсов.
  2. Задняя — подвеска-балансир с рессорами-полуэллипсами и реактивными штангами.

Тормоза Урал 4320 отличаются 2-контурной структурой и 42-сантиметровыми барабанными системами на каждом из колес. Рулевая система грузовика представлена 2-заходым червячным механизмом и ГУР.

В 2-дверную кабину вмещается три человека. В водительском сиденье предусмотрена возможность регулировки. Есть вентиляция и отопительная система. В зависимости от модификации может предусматриваться лежак для отдыха. Для отделки применяются материалы с хорошей тепло- или шумоизоляцией. Органы управления удобно размещены возле водителя, что упрощает контроль и сводит к минимуму риск ошибок.

Технические характеристикиЗначения
Колесная формула6х6
Габариты (ДхШхВ), м7,588х2,5х4
Межосевой интервал, м3,525
База задней оси, м1,4
Клиренс, см36
Снаряженный / полный вес, т12,075 / 21,3
Объем двигателя, л6,65
Мощность, л.с.240
КПП5-ступ. механика
Максимальная скорость, км/ч75
Расход топлива, л / 100 км34,5 (на скрости 60 км/ч)
Угол подъема, %60
Емкость бака, л300
Грузоподъемность, т15
Аккумуляторы, Ахч2х190

Операция «лесосплав» (часть 1)Автомобили-сортиментовозы

Часть 1 Часть 2

Героический лесосплав канул в Лету, как и исправно шедшая на дно добрая половина лесного урожая, и «сплавлять» теперь скорее означает избавляться, чем перемещать. Но поскольку перевозка и сбыт связаны между собой неразрывно, почему бы не вернуть старый термин в лесное хозяйство в значении «транспортировка»? Да и современные автомобили-лесовозы такие большие, что, двигаясь вереницами по дорогам, выглядят как те самые плоты из далекого прошлого.

Пожалуй, слово «кузов» меньше всего подходит для автомобилей лесовозов-сортиментовозов, торчащие из рамы парные штыри выглядят скорее как то, что от кузова осталось. Действительно, обшейте эти коники по кругу листовым железом, и выйдет точь-в-точь огромный самосвальный бункер какого-нибудь ломовоза. Впрочем, самосвал как универсальный транспорт для вывоза древесины у нас используется с древних времен. Чего проще, поставить по бортам четыре бревна вертикально, снять задний борт, накидать вручную бревен в два кузова высотой – и в путь! Зачем же, спрашивается, во время кризиса, когда полно самосвалов без дела, водителей и просто дюжих мужиков без работы, вести разговор о специализированном лесовозном транспорте?

Но ведь это только кажется, что если покупателю привезли заказ на двух самосвалах вместо одного сортиментовоза с прицепом, то это он переплатил за повышенные накладные расходы, связанные с перевозкой балластного груза (самосвального кузова), двойной зарплатой, налогами. Все же помнить надо о том, что любое применение низкоэффективных высокозатратных технологий между любыми хозяйствующими субъектами отрицательно сказывается на экономике страны в целом. И работая по старинке дедовскими методами, никаких темпов роста не получить, можно лишь существовать, компенсируя убытки имеющимися сверхдоходами, а стоит им испариться, сразу обнажаются все слабые стороны.

Это раньше можно было не обращать внимания на то, что автопоезд где-то потребляет 60 литров на сотню км, когда может (и должен) 40. А сегодня за перевозку леса самосвалами просто-таки надо штрафовать, как вредителей народного хозяйства штрафовали в нашей недавней истории. Может, сейчас, когда после долгой нефтяной эйфории пришло отрезвление, все, наконец, поймут, что узкоспециализированный транспорт для каждого вида товаров – это не прихоть богатых западных чудаков и не дань моде, а насущная потребность для развития экономики страны? И специального лесного транспорта это касается ничуть не меньше, а скорее наоборот, больше, ведь лесная отрасль первой у нас появилась и последней останется. И как тут не вспомнить про технический регламент ЕЭК ООН, который у нас просто-таки все лесные автопоезда поставил вне закона.

А вот в Швеции, например, которая с Евросоюзом интегрирована намного сильнее нас, лес перевозят 30-метровые трехзвенные автопоезда грузоподъемностью (г/п) 60 т. Просто страна отстаивает свои интересы и не хочет, чтобы ее лесная промышленность терпела убытки из-за неэффективных перевозок. Тогда как у нас, очевидно по причине очень щедрой от природы души, готовы ввести уже чуть ли не Euro 6 в таежной глубинке. Так что, может, рано штрафовать тех ребят на паре самосвалов, может, стоит посмотреть сперва на тех, кто их на это cподвигнул?

Пользуясь информацией авторитетной немецкой компании HUTTNER Fahrzeugbau GmbH, специализирующейся на производстве лесовозной техники, можно выделить три основных типа автомобилей для перевозки древесины. Первый – это давно нам всем известные и привычные лесовозы-роспуски, или иначе: «трубо-плете-хлысто-возы». Отличительной особенностью таких машин является перевозка прицепа «на плечах» тягача в порожнем состоянии. Это позволяет не только экономить топливо при холостых перегонах, но и беречь резину. У прицепа и тягача по одной паре коников, но они довольно мощные, ведь нагрузка на каждую кониковую балку составляет от 5 до 8 т. На тягаче кониковые «рога» еще и подвижные, чтобы уложенные стволы не «саморазгрузились» в повороте. Дышла у прицепов применяют складные или раздвижные, для подъема прицепа на тягач используют лебедку с приводом от делителя.

Плетевозы нельзя отнести к высокоэффективному способу транспортировки, все-таки лес в виде хлыстов еще мало напоминает товар, это скорее еще сырье, но полностью от них отказаться не получится независимо от грядущего прогресса и всеобщей доступности передовых технологий. Лесовозы-роспуски у нас давно используют вместо форвардеров, забирая порой свежесрубленные стволы прямо с кровлей непосредственно в местах рубки. Поэтому чаще их строят на полноприводных шасси КамАЗ-43118 и Урал-4320. Более эффективно подвозом хлыстов к ближайшему месту переработки заниматься на плетевозах на шасси большой грузоподъемности, у которых она в несколько раз выше, чем у старожилов лесосек. Например, АТ-6401 на шасси КамАЗ-65224 производства ЗАО «Транслес» или роспуск на шасси сочлененного самосвала Volvo CE от ООО «СпецАвто-Восток». Такие автомобили могут весь свой срок эксплуатации провести вне асфальтированных дорог, перемещаясь между делянками и пилорамой. Роспуски на дорожной резине 12,00 R20 тоже еще будут пользоваться спросом, хотя и меньшим, чем вездеходы. Кроме перевозки плетей они становятся фактически единственным средством перевозки сырья для производства бруса и оцилиндрованного бревна нестандартной длины (более 6 м).

Еще один пример хорошего лесовоза от можно привести на шасси Урал-Ивеко 6329-01 с колесной базой 3800 мм. При расстоянии между балками коников тягача и прицепа 12 м общая длина автопоезда укладывается в норматив 18,8 м, это позволит перевозить хлысты до 16 м длиной без получения дополнительных разрешений.

Второй тип – это как раз автомобили-сортиментовозы, развивавшиеся у нас так бурно, пока «крылья» им не подрезало наше вступление в Евросоюз. Сортиментовозы предназначены для перевозки раскряжеванного леса, то есть распиленного на бревна определенной длины: 2, 3, 4, 6 м. Под эти типовые размеры подбирают кониковые пары лесовозного кузова. Чаще можно встретить две пары на автомобиле-тягаче и от одной до трех на прицепе, в зависимости от его размера. В нашей стране кониковые балки по традиции выпускают с повышенным запасом прочности, применяя толстые стальные листы, по углам сочленения с поперечной балкой привариваются мощные укосины. Балки делают на высоту 2,2 м, как правило не используя выдвижных удлинителей. Как говорится, дешево и сердито. Собственная масса кузова от этого, конечно, увеличивается, зато в процессе эксплуатации о состоянии коников можно, что называется, забыть.

При фиксированной установке коников внутри пары стараются придерживаться расстояния 2500–2600–2700 мм, с промежутками между парами 1300–1500 мм. Это необходимо для того, чтобы автомобиль можно было грузить большими грейферными лесными погрузчиками. Балки первого коника на сортиментовозе надежно соединяют с передним щитом, защищающим кабину при погрузке и от смещения бревен при резком торможении. Щит этот целесообразно делать не сплошным, а решетчатым, хотя бы его верхнюю половину. Во время порожних перегонов это позволит немного уменьшить лобовое сопротивление автомобиля и снизить расход топлива. Зад­няя стенка, равно как и стенки прицепа у сортиментовоза, не предусматривается. Иногда кузов сортиментовоза включает в себя платформу, прикрывающую сверху шасси от загрязнений, либо обходится без нее, и коники крепятся к надрамнику. Последнее время популярным решением становится установка перемещаемых коников. Это позволяет наиболее оптимально настроить автомобиль под перевозку сортимента определенной длины и менять настройки по мере необходимости. Результат таких настроек – уменьшение времени, затрачиваемого на погрузку-выгрузку.

Передвижные коники могут устанавливаться как на сортиментовозы с платформой, так и без нее. Для фиксации груза пользуются тросовыми или текстильными стяжками, в зависимости от частоты балок стяжную лебедку предусматривают на каждом конике или через один. Текстильные ремни протягивают между кониками. Нередко на европейских сортиментовозах можно встретить такую систему, где концы коников увенчаны округлыми крючьями, которые обхватывают верхнее бревно, и между двумя противоположными крюками натягивается текстильная стяжка. В Европе, не в пример нам, борются за снижение веса грузовиков, каждый сэкономленный килограмм сулит за многолетнюю эксплуатацию большие прибыли.

Неудивительно поэтому, что там в чести облегченные коники, разборные, с болтовым со­единением балок с перекладинами, с выдвижными удлинителями. И даже коники, полностью изготовленные из алюминия! Приобретая сортиментовоз, изготовленный в Европе, надо помнить, что хотя у них за счет меньшей собственной массы выше грузоподъемность, чем у наших моделей, встреча с бревнами толщиной 400 мм и выше их облегченным коникам строго противопоказана. В своих странах они с ними и не встречаются, диких лесов в Европе давно нет, кроме Скандинавии, и лес там во многих странах производится как товар, снимается «урожай» молодого леса с толщиной стволов 10–15 см, не более.

Что же касается шасси сортиментовозов, то здесь промышленность применяет все те типы, что и для лесовозов-роспусков. Даже на основе сочлененных самосвалов создают сортиментовозы. Казалось бы, зачем, ведь им на магистральные дороги путь заказан? А их эффективно использовать там, где асфальтом и не пахнет, но есть железнодорожные линии. Сортиментовозы на шасси негабаритных машин могут подво­зить сортимент непосредственно к железнодорожным путям для перегрузки леса в вагоны. Хорошие перспективы у полноприводных шасси КамАЗ-65224 и Урал-6370 на односкатной резине большого диаметра и высокой грузоподъемности 16 R 20, 6250 кг. Их характеристики ни в какое сравнение не идут с вездеходами КамАЗ-43118 и Урал-4320, у которых при монтаже манипулятора от грузоподъемности остаются какие-то 7–8 т. А об их способности тянуть прицеп и удовольствии ловить автомобиль в вездеходных «лаптях» на обычной для сегодняшних дорог скорости лучше вообще не упоминать. Между тем они по привычке, наряду с дорожными шасси КамАЗ-53228 и КамАЗ-65115, все еще широко применяются для производства сортиментовозов.

Возможно, кроме известной для лесозаготовителей консервативности спрос на эти шасси продолжает поддерживать меньшая цена, но стоит ли заниматься самообманом, простейший арифметический расчет показывает, что для лесовозов эти шасси не годятся. Вот, к примеру, автомобиль с короткой базой, полезная длина кузова – 6 м, высота коника 2,2 м; внутреннее расстояние между противоположными балками 2,3 м. Умножая, получаем объем 30 м3, при плотности сырой древесины от 0,6 до 0,9 получаем массу груза от 18 т, если везем сосну, пихту и до 27 т – если березу, дуб. Теперь смотрим технические данные: г/п – 12 т, вывод: больше 4 м длины пачку грузить уже нельзя или только до половины высоты коника, если 6 м. Если еще добавить в автопоезд прицеп, даже короткий двухосный, это все равно еще плюс 16 т, как все это поедет на 240 л.с., понятно без лишних слов. На таких шасси автопоезда сертифицируют на полную массу 35 т, но при полной загрузке один такой потянет минимум на 44 т, выйдет 5,5 л.с. на тонну.

Разочарование будет не только в том, что нельзя никого обогнать и что каждый хороший подъем придется штурмовать до рассвета, но и в том, что расход дизтоплива «зашкалит» от постоянного вжимания в пол педали газа. Все-таки, когда у грузовика на каждую тонну груза в запасе не менее 7 л.с., не только легко держаться в потоке на оживленной магистрали, но и меньше расход, поскольку машина не работает в надрыв. Да и так ли велика разница в цене с большегрузными шасси, когда и выбор большой, и выпускаются они уже не первый год, давно перестали считаться новинками. Вот КамАЗ-6520, Урал-63685, МАЗ-6312, ну и все их зарубежные аналоги от Европы до Японии – все до 33 т полной массы для трехосного шасси и с мотором 300–360 л.с.

Эти машины и должны сего­дня быть в основе сортиментовозов, с оптимальной для нас колесной формулой 6х4. Если же существует необходимость обезопасить свой бизнес от вероятности застрять где-нибудь на подъезде к столбовой дороге, можно добавить подключаемый передний мост и повысить клиренс, но колеса оставить обычные, дорожные на R20. Практика показывает, что двускатные колеса лучше накатывают себе колею, а односкатные вездеходные грунтовую дорогу разбивают. Что же касается четырехосных шасси, то, конечно, для сортиментовозов они подходят замечательно, но популярностью у нас не пользовались из-за большей цены по сравнению с прибавкой грузоподъемности, а при максимальной массе автопоезда в 40 т «ловить» на четырехоснике можно было только штрафы. С новым же ЕЭК ООН (хотя какой он уже новый) лесовоз на четырех осях заинтересует разве что частника без категории «Е»: возить дрова по деревням и селам.

Где-то в середине первого десятилетия нашего века МЗКТ разрабатывал сортиментовозный автопоезд «Волат» г/п 50 т с тягачом 11 м и прицепом 12 м, все 4-осные, с колесной формулой 8х8, резина дорожная R20, кабина со спальным местом – оптимальный вариант, отвечающий всем нашим условиям. Только сейчас получается, что тот, кто вдруг решит возить лес наиболее выгодным для экономики способом, должен идти куда-то за разрешением. Относительно большой массы состава нужно заметить, что на каждый мост такого автопоезда приходится менее 10 т, что намного меньше осевой нагрузки груженных с «шапкой» самосвалов, на которые и внимания никто не обращает. Ну а кому, собственно, выгодно стимулировать развитие перевозок на многоосных машинах, щадящих дорожное полотно, если не самому обществу? Так что, господа, если вы желаете, чтобы общие дороги служили дольше, нужно не жаловаться, мол, должны нам все чистить да чинить вовремя, а задаться, например, вопросом: в чьих интересах принимают у нас чуждые нам законы и правила в области перевозок?

Говоря о сортиментовозах, нельзя не отметить ОАО «Урал­автоприцеп» – первое в СНГ предприятие, освоившее выпуск прицепов-роспусков г/п 22,5 т, прицепов и полуприцепов-сортиментовозов г/п соответственно 23 и 39 т. Автопоезд в составе лесовозного автомобиля и прицепа-роспуска позволяет перевезти одновременно до 35 т леса в хлыстах длиной 27 м. Сортиментовозы рассчитаны на перевозку сортиментов длиной от 2 до 12 м.

Прицепы и полуприцепы предназначены для эксплуатации при безгаражном хранении при температурах окружающей среды от –45 до +40 °С и относительной влажности воздуха до 80% при температуре +15 °С по профилированным дорогам с гравийным и усовершенствованным покрытием с заходом на временные дороги лесосек.

Лесовозная прицепная техника появилась в производстве ОАО «Уралавтоприцеп» в ответ на потребности, возникшие у хабаровских лесодобытчиков, в период 1995–97 гг. Проблема заключалась в том, что объемная масса дальневосточной лиственницы достигает 1 т/м3, и для снижения себестоимости добываемого леса необходимо было в первую очередь снизить расходы на транспортировку от лесной делянки до склада, что потребовало увеличения грузоподъемности и грузовместимости лесовозного автомобильного транспорта. Кроме того, широко внедрялись современные технологии добычи леса, когда спиленное дерево после удаления веток тут же распиливалось на бревна определенной длины – сортименты и в таком виде вывозилось из леса. Российские прицепостроители не выпускали прицепов-роспусков г/п выше 17 т, а прицепы и полуприцепы-сортиментовозы не производил ни один из прицепных заводов того времени.

Для нужд лесозаготовительных организаций разработал и выпустил целую линейку сортиментовозов. Так, высокорамный полуприцеп ЧМЗАП 999065-038-СПМ с длиной платформы 18 м для перевозки длинномерных грузов (балок, труб, сортамента, леса) оснащен передним силовым бортом для обеспечения безопасности водителя тягача. Выдвижные по ширине коники (не менее трех положений) позволяют увеличить количество перевозимого груза. Г/п модели составляет 28 т. Масса снаряженного полуприцепа – 9 т, нагрузка на ССУ – 10 т, нагрузка на дорогу через шины – 25 т. Дополнительно полуприцеп укомплектован шкворнем Georg Fisher (или SAF), опорным устройством JOST (BPW или SAF), противооткатными упорами, боковой защитой, инструментальным ящиком SUER.

Сортиментовоз ЧМЗАП-408020 – «лесовик» отличается повышенной маневренностью и проходимостью, что очень важно именно в этой заготовительной отрасли. Длина сортиментовоза всего 7 м, а для безопасности перевозок он оборудован передним защитным бортом.

Оси ЧМЗАП в сочетании с рессорной подвеской обеспечивают высочайшие параметры надежности всей прицепной техники ЧМЗАП.

Рабочая тормозная система у всех сортиментовозов ЧМЗАП пневматическая двухпроводная. Тормозные механизмы барабанного типа с кулачковым разжимом колодок. Диаметр беговой дорожки тормозного барабана – 420 мм, ширина – 200 мм.

Система электрооборудования выполнена по однопровод­ной схеме и рассчитана на номинальное напряжение 24 В.

В состав оборудования входят два противооткатных упора для установки их под колеса при длительных стоянках и на уклонах.

Сортиментовозы ЧМЗАП – незаменимые помощники лесозаготовительных предприятий.

Часть 1 Часть 2

Параметры и устройство манипулятора

Одна из особенностей машин Урал 4320 — наличие манипулятора, обеспечивающего быструю разгрузку-погрузку лесоматериалов и их поддерживание в определенном положении.

Наиболее распространенная модель крана — ИМ 240-02. Наличие этого механизма позволяет машине работать с разными типами грузов и захватов. В составе подъемника входит две пары гидравлических секций с возможностью выдвижения, а наибольшая грузоподъемность достигает 7 т при 12-метровом вылете.

При наибольшей длине манипулятора до 14 м вес груза не может превышать 1,7 т. Глубина опускания — до 9,5 м.Для управления манипулятором предусмотрен специальный пульт, который доступен оператору с земли. Возможна установка кресла для подъемной установки.

На некоторых машинах устанавливается модель ИМ 180, отличающаяся грузовым моментом 17,9 Тм. Наибольший вылет стрелы в таком механизме составляет 8 м, а максимальная грузоподъемность — 8,8 т. На наибольшем вылете грузоподъемность снижается до 2,2 т.

Вариант — применение крана-манипулятора типа HIAB 288 EP-3 HiDuo. Его особенность состоит в наличии места для оператора. Такая система оборудована стрелой, способной поднимать груз до 8,6 тонн. Наибольший вылет стрелы находится на высоте 22,4 м. В случае максимального выдвижения грузоподъемность снижается до 0,5 т.

Еще один вариант крана-манипулятора — МКМ-200. Этот механизм имеет минимальный и максимальный вылет — 1,32 и 9,6 м соответственно с 70-градусным углом подъема. Грузоподъемность на минимально и максимальном вылете — 4 и 1,2 т.

Все краны-манипуляторы Урал-4320 способны работать в сложных условиях и выдерживают температурный режим от -50 до +45 градусов Цельсия. В комплексе с вездеходным шасси такая особенность позволяет работать даже в чаще леса вне зависимости от качества подъездных дорог.

Зарубежные участники рынка

В отрасли лесозаготовки велика доля использования иностранной техники. Однако часто встречаются комбинированные решения, например: импортный гидроманипулятор – отечественный лесовоз. Можно привести и пример успешного австрийско-российского предприятия.

PALFINGER

Австрийский концерн PALFINGER предлагает в России лесные гидроманипуляторы отечественного машиностроительного предприятия «ВЕЛМАШ-С», а также линейку лесозаготовительных кранов Epsilon, как классической L-образной, так и Z-образной системы складывания.

(Псковская обл., г. Великие Луки) с 2014 г. входит в состав международного концерна PALFINGER. Предприятие выпускает гидроманипуляторы «PALFINGER ВЕЛМАШ» серий VM/VC с грузовым моментом от 70 до 120 кН.м и максимальным вылетом до 8,6 м.

В конструкции наиболее популярных на рынке манипуляторов VM/VC используются новейшие технические решения (в том числе и запатентованные ноу-хау Epsilon, в частности, верхняя подвеска Epslink), а сами манипуляторы обладают оптимальными грузоподъемными характеристиками и хорошим запасом прочности.

Все основные элементы манипуляторов спроектированы на основе полного прочностного расчета методом конечных элементов, при производстве используется высокопрочная сталь S500МС, гидрораспределитель Nordhydraulic RM276 спроектирован и произведен для этих кранов, в конструкции предусмотрены гидрозамки и аварийные клапаны.

По желанию клиентов манипуляторы серии VM могут быть оборудованы кабиной оператора, а также гидроприводом выдвижения и подъема аутригеров.

На протяжении многих лет бренд Epsilon предлагает в России лучшие решения и продукцию исключительной надежности.

Манипуляторы Epsilon это инновационное, высокотехнологичное и простое в обслуживании оборудование, адаптированное для любого применения в лесном хозяйстве и эффективное на протяжении всего жизненного цикла.

Линейка лесных манипуляторов Epsilon в России представлена большим количеством моделей с грузовым моментом от 67 до 136 кН.м и максимальным вылетом до 9,7 м. В базовой комплектации у кранов есть управление аутригерами с верхнего поста управления с возможностью гидравлического раздвижения аутригерных балок, телескопической стрелой и подвеской ротатора патентованной конструкции. Манипуляторы Epsilon окрашиваются методом катафорезного окрашивания с финишным порошковым покрытием, что обеспечивает устойчивость и долговечность лакокрасочного покрытия.

«ВЕЛМАШ-С»

ООО «ВЕЛМАШ-С» (Псковская область, г. Великие Луки) в 2014 г. вошло в состав концерна PALFINGER. Предприятие выпускает гидроманипуляторы серий ОМТЛ, VC и VM с грузовым моментом от 70 до 120 кН.м (а также ряд моделей марки EPSILON).

В конструкции кранов «ВЕЛМАШ» применены ноу-хау EPSILON (в частности, запатентованная верхняя подвеска Epslink), высокопрочная сталь S500MC российского производства. Некоторые модели манипуляторов можно дооборудовать кабиной оператора, а также гидроприводом выдвижения и подъема аутригеров. В гидросистеме предусмотрены гидрозамки для исключения самопроизвольного движения штока аутригера и фиксации груза в захвате. Используется гидрораспределитель RM-27 шведской компании HYDAC Nordhydraulic.

HIAB

Концерн HIAB (Hydrauliska Indus­tri AB, под брендом HIAB объ­единено все грузоподъемное направление Cargotec Corporation) выпускает две линейки гидроманипуляторов, которые могут использоваться в лесозаготовке.

Краны линейки LOGLIFT (грузовой момент от 6 до 26,5 тм) предназначены для сортиментной заготовки и погрузки крупногабаритных хлыстов. Все краны оснащены мощным механизмом поворота, рассчитаны на высокие нагрузки и длительный срок эксплуатации. Линейка разделяется на две серии кранов по типу сложения: S и Z. Органы гидравлического сервоуправления интуитивно-понятны и дополняются интеллектуальными системами, повышающими производительность и безопасность работы. Гидроманипуляторы LOGLIFT могут комплектоваться бортовой системой взвешивания, которая позволяет предотвратить недо- и перегруз лесовоза. Инновационная система HiVision дает возможность оператору управлять гидроманипулятором не покидая кабины грузовика при помощи видеокамер, джойстика и очков виртуальной 3D-реальности. Системы безопасности предотвращают превышение допустимой нагрузки, допустимого угла наклона машины и подъем стрелы выше безопасного предела, контролируют положение аутригеров и давление в гидроцилиндрах.

В линейке JONSERED (грузовой момент от 11 до 60 тм) также имеются краны S- и Z-образного сложения. Опционные интеллектуальные системы в основном те же, что и у кранов LOGLIFT.

Hyva

Hyva, компания со штаб-квар­тирой в Нидерландах, выпускает серию лесных гидроманипуляторов HZT с грузовым моментом от 4 до 27 тм в Z- и L-образной версиях и с увеличенными вылетами стрелы, которые необходимы для работы с лесоматериалами. В конструкции используются высокопрочные сорта стали. Механизм поворота колонны с мощным основанием комплектуется двумя рейками. Конструкция обеспечивает исключительно малый люфт и точность при повороте. Привод телескопирования секций стрелы цепной. Благодаря особой конструкции рычагов, соединяющих главный гидроцилиндр со стрелой, обеспечиваются максимальные усилия и грузоподъемность по всей рабочей зоне. Гидроманипуляторы серии HZT способны поднимать тяжелые и громоздкие грузы на малых вылетах, близко к колонне. Гидропривод двухконтурный, это гарантирует возможность выполнения нескольких операций одновременно.

Управление осуществляется рычагами, либо джойстиками и педалями, либо сервогидравлическими органами управления. Имеется многофункциональное дистанционное радиоуправление. Привод аутригеров гидравлический либо ручной, предлагаются поворотные аутригеры и с увеличенным вылетом, и увеличенной высоты. Возможна комплектация кабиной для оператора крана и сиденья с подогревом.

Kesla Oyj

Компания Kesla Oyj (Финляндия) выпускает гидроманипуляторы для сортиментной заготовки древесины с грузовым моментом от 9 до 14 тм, а также для перевалки хлыстовой древесины с грузовым моментом 24 и 26 тм и увеличенным вылетом. В производственной линейке имеются модели Z-образного (21-я серия) и S-образного (22-я серия) типа складывания. Краны KESLA могут иметь механическую или электронную систему управления KESLA proC, которая допускает индивидуальную настройку отдельных движений крана для разных операторов или видов работ.

Краны Kesla City, предназначенные для работы с переработанными материалами, оснащены системой защиты от опрокидывания, системой контроля нагрузки и стабилизаторов, системой контроля угла наклона автомобиля. В системе управления устойчивостью KESLA proSTABILITY предусмотрены средства радиоуправления и джойстики.

Предлагается большой ассортимент дополнительного оснащения: разнообразные варианты кабин, стрел, распределителей, грейферов и аутригеров.

Новая эргономичная и звукоизолированная кабина KESLA ProCAB Vision доступна в двух размерах: стандартном и XL. Кабина расположена ближе к поворотной колонне, что снижает нагрузку на конструкцию во время работы. Рама из высокопрочного алюминия делает кабину очень легкой. Интегрированный подъемный механизм занимает мало места и увеличивает внутреннее пространство кабины. В кабине обеспечиваются хорошая вентиляция, эффективная фильтрация воздуха и беспрепятственный обзор. Предусмотрено несколько вариантов обогрева и охлаждения кабины (встроенная система кондиционирования воздуха, дизельная печка или водный подогрев). Краны Kesla для заготовки древесины популярны в составе конструкций измельчителей и дробилок древесины.

TAJFUN PLANINA d.o.o.

Компания из Словении TAJFUN PLANINA d.o.o. выпускает гидроманипуляторное оборудование, предназначенное для работы с лесом (и отходами) под торговой маркой Tajfun Liv. Диапазон грузового момента составляет 50–270 кН.м, вылет – до 14,8 м.

Производятся манипуляторы типа К (продольного складывания) и типа Z (поперечного). Основание колонны манипуляторов выполнено из мелкозернистой литой стали, сектор поворота составляет 412°. Поворотный механизм находится в масляной ванне. Опционно доступна функция подогрева верхнего сиденья. Аутригеры оснащаются гидроприводом выдвижения, имеется функция автоматического поворота аутригеров на 45°. Гидрораспределитель шведской марки HYDAC Nordhydraulic обеспечивает точность и плавность движений, позволяет выполнять одновременно до 6 операций. Гидропривод рабочего оборудования двухконтурный. Грейфер оснащен ротатором.

Также TAJFUN производит тракторные манипуляторы DOT 50 с собственной гидросистемой и приводом от двигателя машины. Доступны варианты управления: механическое, дистанционное, электропропорциональное (с джойстиками). Восьмисекционный электро­пропорциональный гидрораспределитель гарантирует точное управление. Мощный механизм поворота колонный, укомплектован двумя зубчатыми рейками и четырьмя цилиндрами.

Линейка манипуляторов типа Т (грузовой момент от 50 до 120 кН.м) предназначена для монтажа на тракторах, форвардерах и прицепах с различной длиной стрел, с высокой или укороченной колонной.

Rotobec

Компания Rotobec из Канады производит гидравлические погрузчики (манипуляторы) мод. Elite 910 (масса 2240 кг; максимальная грузоподъемность (г/п) 3986 кг; длина стандартной стрелы 6,7 м) и Elite 915 (масса 2800 кг; г/п 4970 кг; стандартная стрела 7,9 м) для лесозаготовительной промышленности. Конструкция гидроманипуляторов Rotobec принципиально отличается от европейских марок: колонна представляет собой неподвижное массивное основание, на котором сверху располагается опорно-поворотное устройство с платформой, а на ней – стреловое оборудование и место оператора. В качестве опции предлагается кабина оператора с отопителем мощностью 4 кВт и кондиционером, подогреваемыми джойстиками. Возможен монтаж дополнительного гидроконтура привода рабочего оборудования, установка телескопической и удлиненной телескопической стрелы вместо стандартной, комплектация гидросистемы двойным гидронасосом.

ELITE 910 – один из самых легких погрузчиков на рынке. Это позволяет экономить топливо и увеличивать полезную нагрузку на автомобиль или прицеп. Благодаря высокой производительности насоса (77 л/мин) ELITE 910 работает очень быстро: рабочий цикл основной стрелы составляет всего 8 с. Гидроманипулятор ELITE 915 также имеет исключительно легкую конструкцию.

Кроме того, в производственной линейке Rotobec имеется гидроманипулятор Optimax TT (г/п 9,7 т; длина стрелы 8,2 м) конструкции, подобной манипуляторам ELITE. Optimax TT комплектуется собственным дизельным двигателем мощностью 173 л.с.

Cranab AB

Шведская компания Cranab AB (входит в Fassi Group) производит гидроманипуляторы для форвардеров, харвестеров, лесовозов, а также стационарные манипуляторы и захваты для леса.

Серия гидроманипуляторов FC включает в себя модели с грузовым моментом от 67 до 165 кН.м. Угол поворота кранов 370°, вылет стрелы до 10 м, масса от 1235 до 2385 кг. Поворотный механизм колонны оснащен двумя рейками. Гидроцилиндры оборудованы демпферами в конце хода поршня. Гидроманипуляторы оснащаются интеллектуальной системой CIS. В составе системы датчики поворота колонны, подъема и других функций телескопических стрел. CIS позволяет оператору в любой момент видеть, где находятся все компоненты рабочего оборудования. Некоторые функции автоматизированы.

Кроме того, Cranab производит три вида захватов для промышленной лесозаготовки: серия CR – для работы с круглой древесиной, CE – для работы с дровами, а CI – для хлыстов.

Описание полуприцепа-хлыстовоза

При намерении купить лесовоз Урал стоит обратить внимание на наличие и особенности полуприцепа. Как правило, машина комплектуется 1-скатным механизмом с самозатягиванием. Ходовая часть отличается подвеской рессорно-балансирного типа, оптимизированной под шасси транспортного средства Урал.

Такой вариант лесовоза отличается большой грузоподъемностью и позволяет перевозить доски, брус, кругляк, трубы и другие материалы. В устройстве предусмотрена тормозная система (стояночная и пневматическая), есть световые приборы, обозначающие транспортное средство в темное время суток.

Конкуренты и лидеры среди производителей

На рынке России представлен большой выбор хлыстовозов, отличающихся модификацией, техническими характеристиками и ценой. К наиболее популярным моделям стоит отнести:

  • Камаз 43118 — машина с системой самостоятельно погрузки и прицепом-роспуском. Работает на полноприводной колесной базе 6х6. Машина имеет грузоподъемность 11 т. Комплектуется двигателем Камаз 740.31 / 740.55 на 260-300 лошадиных сил и коробкой передач ZF. В транспорте предусмотрены межосевая и межколесная блокировки. Цельнометаллическая кабина может комплектоваться спальным местом или быть без него. Есть электрические пневмоприводы, предпусковой подогреватель и тягово-сцепное устройство. Стоимость этого хлыстовоза с краном-манипулятором InmanIT-150 составляет около 5 млн рублей.
  • MAN 6х4 TGS 40.4430 — лесовоз, который по конкуренции зачастую выигрывает у отечественной техники. Несмотря на более высокую цену новой машины, б/у грузовики имеют более доступную цену и позволяют рассматривать себя в качестве альтернативы. Машины имеют грузоподъемность до 40 т, есть большой выбор надстроек. Комплектуются двигателем на 640 лошадиных сил и отличаются отличными вездеходными качествами.
  • IVECO-АМТ 633930 — еще один хлыстовоз, предназначенный для перевозки до 27 м леса в составе автопоезда. Машина имеет колесную формулу 6х6, комплектуется топливным баком на 320 л и имеет максимальную скорость до 85 км/ч. Обе подвески зависимые. Двигатель на 12,88 л комплектуется 16-ступенчатой МКПП с синхронизатором.
  • VOLVO FMX13 6х6 — один из лидеров рынка в сфере хлыстовозов. Машина построена на колесной базе 6х6. Имеет снаряженную / полную массу в составе автопоезда 18,88 / 58,5 тонн и длину транспортируемого груза от 15 до 22 м. Максимальная скорость движения ограничена 80 км/ч. Комплектуется поворотным коником, подъемником с редуктором, передним ограждением с освещением и прицепом.

Цена на лесовоз Урал-4320 с манипулятором

В РФ купить Урал лесовоз с манипулятором можно по цене от 3,6 млн рублей. Конечная цена зависит от комплектации, наличия полуприцепа, типа КМУ и других особенностей. Все машины, предлагаемые на рынке, отличаются надежностью конструкции, хорошей проходимостью и солидной грузоподъемностью.

Главным конкурентом на первичном рынке является Камаз, но на вторичном рынке можно найти автомобили Ман, Вольво или Ивеко с приблизительно такой же ценой. При этом многие лесные хозяйства покупают Урал лесовоз б/у, что позволяет сэкономить на цене до 30-40 процентов.

Разновидности лесовозной техники с крано-манипуляторной установкой.

Лесовозы представляют вид спецтехники на автомобильном шасси для транспортировки кругляка, который можно разделить на следующие группы по элементам конструкции, назначению, ходовому устройству, типу КМУ: 1. по месту установку КМУ – за кабиной или заднем свесе рамы шасси; 2. по перевозимых лесоматериалам – для цельных стволов или сортиментов определенной длины; 3. по типу крано-манипуляторной установки – S или Z конструкции; 4. по виду транспортной базы для установки манипулятора – шасси вездеходные или магистральные, тракторы, прицепы автомобильные, роспуски; 5. по назначению – лесовозы — сортиментовозы включая прицепы для грузоперевозки бревен мерной длины, роспуски для хлыстов, автопоезда с КМУ. Следует сказать, что для загрузки прицепов и роспусков обычно используют манипулятор базового лесовоза. Для вывозки древесины с делянки в небольших объемах часто применяют в качестве лесовоза трактор МТЗ-82 с прицепом и установленным на задней навеске манипулятором.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: