Актуальные материалы

Наши друзья / Анонсы

Подписка на новости Партнерства

Комментарии к Законопроекту «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от членов Некоммерческого Партнерства «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению»

 

Комментарий №1

Цели, принципы и порядок предоставления социальных услуг

Цель социального обслуживания по смыслу законопроекта: помощь наименее защищенным социальным группам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Следовательно, легальная дефиниция «социальной услуги» в Законопроекте трактуется довольно узко, как «действие по оказанию неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией».

«Трудная жизненная ситуация» в Законопроекте привязана к таким обстоятельствам, которые нарушают жизнедеятельность гражданина (семьи), последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 12 Законопроекта содержит закрытый перечень оснований, по которым гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации:

частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55, мужчины старше 60 лет), болезнью и/или инвалидностью;

сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;

семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей);

наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;

наличие в семье инвалидов и/или детей-инвалидов;

признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в установленном порядке;

отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы;

ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.

Вместе с тем, Законопроект призывает руководствоваться, среди прочих, такими принципами социального обслуживания, как доступность и профилактическая направленность социального обслуживания населения; учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении услуг.

Оценка индивидуальной нуждаемости ставится в зависимость от состояния здоровья, семейного положение, жилищных условий, материальной обеспеченности, психологической угрозы (ст. 16 Законопроекта). Критерии оценки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития. Порядок оценки – органами государственной власти субъектов РФ. Следовательно, единообразие в социальном обеспечении, прямым образом, нарушается и ставится от возможностей бюджета каждого субъекта, включая потенциальные злоупотребления в регионах.

«Доступность» предлагается реализовывать через применение единого на территории субъекта РФ порядка и регламента предоставления социальных услуг. Так, на уровень субъектов РФ отдано решение следующих основополагающих вопросов:

- утверждение регламентов предоставления социальных услуг; требования к регламентам устанавливаются Правительством РФ;

- утверждение государственных стандартов социальных услуг;

- утверждение порядка и условий предоставления социальных услуг, а так же утверждение формы договора на получение социальных услуг – государственный контроль осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ (ст. 33);

- установление перечня факторов, обусловливающих индивидуальную нуждаемость граждан (семей) в соцуслугах;

- утверждение формы и порядка заключения договора об оплате за проживание при получении социальных услуг в стационарных условиях;

- установление порядка направления граждан (семей) в специальные стационарные учреждения;

- утверждение перечня, порядка и условий предоставления дополнительных социальных услуг сверх установленного государственного задания на платной основе;

- организация поддержки региональных социально-ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев – поставщиков социальных услуг;

- установление мер социальной поддержки социальных работников, медицинских работников бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Ст. 13 Законопроекта обязывает граждан (их законных представителей) обращаться в организации соц. обслуживания только на основе письменного либо электронного обращения по форме, утверждаемой органами гос. власти субъектов РФ. Сложно представить ситуацию, когда безнадзорные дети, а так же, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций будут выполнять эти требования, если при них нет законных представителей.

Подпункт 1) п. 3 ст. 13 Законопроекта определяет возрастные критерии пожилых лиц, которым предоставляется обслуживание в стационарных условиях: женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет и инвалидам в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности. В эту категорию не попадают, например, лица, которые в соответствии с пенсионным законодательством, отработали определенный стаж на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, не признанные инвалидами, для которых пенсионный возраст наступает ранее обозначенного в Законопроекте.

Бесплатное предоставление услуг (пп. 1, 2 ст. 17)

В рамках государственного задания:

- в стационарных учреждениях для наименее защищенных социальных слоев, которым требуется постоянный уход (п. 3 ст. 13 Законопроекта);

- в полустационарных условиях или на дому: лицам в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых на дату обращения не превышает более чем в полтора раза величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ;

- в полустационарных учреждениях в связи с чрезвычайными ситуациями, вооруженными конфликтами, несовершеннолетним детям в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам.

Финансовое обеспечение гос. задания – за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Остальные услуги – платно: ст. 18, 19 Законопроекта.

Каким образом негосударственные коммерческие и некоммерческие организации в сфере социального обслуживания вовлечены в формирование рынка отрасли.

- Обозначен общественный контроль (п. 3 ст. 33) некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, однако нет четкого механизма его реализации.

- Сверх государственного задания по бесплатному оказанию социальных услуг государственными учреждениями предусмотрен государственный заказ у организаций всех форм собственности. (п. 4, 5, 6 ст. 2 Законопроекта). В рамках государственного заказа упоминается предоставление субсидий социально-ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по социальному обслуживанию населения, которые выступают поставщиками услуг. Вместе с тем, это положение фигурирует только в разделе «основные понятия, используемые в законе», без какой-либо дальнейшей конкретизации.

В Законопроекте не предусмотрены меры социальной поддержки медицинским и социальным работникам, задействованным в негосударственном секторе социального обслуживания населения.

Ничего не сказано про мониторинг социальных услуг (возможно, будет обозначен в актах Министерства здравоохранения и социального развития).

По аналогии со стандартизацией государственных социальных услуг ничего не сказано про сертификацию/стандартизацию социальных услуг для негосударственных организаций.

Комментарий №2

Предлагаемый проект, к сожалению, носит скорее технический характер, не соответствующий современным тенденциям предоставления социальных услуг. Многие положения предлагаемого проекта ФЗ носят декларативный или противоречивый характер. В законопроекте отсутствуют финансовые механизмы, модели и обязательства, гарантирующие получение необходимого набора социальных услуг людьми, нуждающимися в их получении. Проект не соответствует декларируемым правительством целям развития рынка социальных услуг и привлечения негосударственных поставщиков услуг.

Финансовые гарантии государства предоставления социальных услуг

В законопроекте предусмотрены две формы государственного финансирования социальных услуг – государственное задание и государственный заказ, однако отсутствует какая-либо связь между величиной этого финансирования и потребности в социальных услугах. Хотя в пояснительной записке указывается, что одна из задач предлагаемого закона избежать очередей на обслуживание на дому (видимо, и других видах обслуживания), отсутствие связи между объемом финансирования и потребностью не гарантирует отсутствия очередей.

Не ясно, каким категориям граждан будут предоставляться услуги в рамках государственного задания, каким – в рамках государственного заказа, а каким – без государственного финансирования. При этом условия предоставления услуг в этих случаях могут быть разными. Например, социальные услуги, предоставляемые в стационарных условиях в рамках государственного задания должны быть бесплатными, в других случаях этого ограничения нет.

Например, в соответствии с п.1.1. статьи 17 государственное задание на предоставление социальных услуг в стационарных условиях предоставляется получателям услуг, поименованным в п.3 статьи 13 (в котором отсутствуют материальные критерии). Что будет происходить с потенциальными получателями услуг в случае отсутствия необходимого количества мест в бюджетных, казенных и автономных учреждениях социального обслуживания?

Исходя из принципов доступности услуг и свободы выбора получателем услуги, нам казалось бы более рациональным использование моделей, в которых «деньги идут за получателем услуги», аналогичным модели, используемой в ОМС или в образовании (возможно модели «социального ваучера»), гарантирующее оплату услуги в установленном государством размере не зависимо от места ее получения. В этом случае были бы созданы условия для развития рынка поставщиков социальных услуг, конкуренции, а нуждающиеся в получении этих услуг могли бы их получить.

Плата за предоставление социальных услуг

В рассматриваемом законопроекте предусматриваются различные ограничения платы за предоставление социальных услуг. Эти ограничения могут быть обоснованными в случаях, когда государство финансирует разницу между стоимостью услуги и платой получателя социальной услуги. Однако это условие отсутствует в проекте закона и тем самым ограничение автоматически распространяется на всех поставщиков социальных услуг независимо от организационно-правовой формы и участия в государственном заказе. Это приведет к отсутствию возможности покупки социальных услуг теми, кто готов их полностью оплачивать и/или не может получить их в рамках государственного задания или государственного заказа.

Проблема усугубляется тем, что расчет среднедушевого дохода гражданина при определении платы за предоставление социальных услуг, указанный в п.3 статьи 18, описан очень расплывчато. Не понятно, например, каким образом учитывается наличие собственности, банковских вкладов и т.д. Тем самым существует опасность того, что для некоторых получателей услуг определенная законом плата будет непосильной.

Предоставление социальных услуг физическими и юридическими лицами различных форм собственности

Проект закона декларирует возможность предоставления социальных услуг физическими и юридическими лицами различных форм собственности, а также поддержку предоставления таких услуг социально-ориентированными НКО. Однако законопроект ограничивается декларациями и не содержит ни одного конкретного положения на этот счет (в то время, как большая часть документа посвящена бюджетным, автономным и казенным учреждениям социального обслуживания). Более того, как указано выше, предлагаемый законопроект фактически препятствует привлечению к решению социальных проблем бизнес-сообщества. Нам кажется, что было бы необходимо посвятить значительную часть закона именно привлечению к оказанию социальных услуг организаций разных форм собственности и развитию рынка.

Другие замечания

Предлагаемый проект закона содержит большое количество ошибок и противоречий, которые свидетельствуют либо о небрежности авторов, либо о непонимании ими современных форм оказания социальных услуг. Проиллюстрируем это только двумя примерами:

В п.4 статьи 13 указывается, что социальное обслуживание в полустационарных условиях предоставляется гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и передвижению (для сравнения, обслуживание на дому предоставляется гражданам с выраженными ограничениями к самообслуживанию и передвижению, а в стационарных условиях – гражданам с частичной или полной утратой … вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению). Тем самым предлагаемый проект исключает одну из самых востребованных социальных услуг для граждан с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию, широко распространенной в большинстве развитых стран – Дневной Центр (иногда называемых Ясли для Пожилых)

П.1 статьи 14 описывает виды социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях. В подпункте 1 этого пункта, в частности, указано обеспечение средствами реабилитации, а в подпункте 3 – содействие в получении/приобретении технических средств реабилитации.

Таких ошибок в тексте законопроекта содержится довольно много.

Комментарий №3

5 сентября 2011 г. начато общественное обсуждение проекта федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Цель нового закона - ввести единые нормы социального обслуживания населения на всей территории России. Предусматривается введение паспортизации социальных объектов, регистра получателей социальных услуг; уточнены принципы социального обслуживания, прописан перечень социальных услуг (стационарные, полустационарные, на дому).

Отдельно в документе прописаны положения, предоставляющие возможность частному сектору получить доступ к государственному заданию на оказание госуслуг.

Законопроект устанавливает предоставление государственного заказа частному сектору в том случае, если оно не вошло в государственное задание для автономных, бюджетных и казенных государственных учреждений.

Таким образом, победитель конкурса, используя государственное финансирование, сможет бесплатно оказать пользователям качественные и высококвалифицированные услуги и развить свою материальную, техническую, научную и кадровую базу.

Нельзя не сказать и о недостатках законопроекта «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

Законопроект не предусматривает ни лицензий, ни сертификатов для коммерческих организаций; не содержит требований к размеру уставного капитала организации, который должен быть не менее 1 000 000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей наличие депозита в указанном размере; страхование ответственности; прохождение аттестации сотрудниками; периодические проверки состояния помещений, оборудования и других факторов системы качества и прочее. Отсутствие всего этого упрощает вхождение на рынок социальных услуг недобросовестных компаний «однодневок», не заинтересованных в собственном долгосрочном развитии и развитии отрасли в целом.

Законопроект должен содержать принципы, прозрачные критерии и механизмы государственного и регионального финансирования социальных услуг, устраняющие региональные различия в нормах выделения бюджетных средств и предоставляющие равные возможности пользователям социальных услуг из различных регионов Российской Федерации.

Учитывая трудоемкость и наукоемкость отрасли социальных услуг, долгосрочную перспективу получения прибыли необходимо в законопроект и налоговое законодательство внести дополнения и изменения, предоставляющие добросовестным поставщикам социальных услуг налоговые льготы.

Комментарий №4

Прочитал проект закона "О социальном обслуживании".. Ну что сказать, это исключительно узкий документ, который регулирует только одно - помощь нуждающимся в тяжелых жизненных ситуациях.
Более того, в соответствии с данным законом, все остальное (помимо тяжелых жизненных ситуаций) к социальным услугам не относится!!! и соответственно из данной сферы выпадает... так что в отношения развития индустрии для пожилых людей как таковой этот проект отношения не имеет.. Там только есть фраза о том, что поставщики социальных услуг, могут оказывать услуги сверх "социального задания". Больше там этот момент не раскрывается. Кроме того, само понятие социальная услуга определяется следующих образом: "действие по оказанию неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией". В моем понимании для развития социальных услуг в широком плане он очень узкий, вносить в него изменения нельзя, его надо писать заново.

Hа правах рекламы

Наши партнёры

Полезные ссылки

В России

Льготы на капремонт. Почему не все смогли получить компенсацию

http://www.chel.aif.ru/society/Housing/lgoty_na_kapremont_pochemu_ne_vse_smogli_poluchit_kompensaciyu

С 1 июля этого года в Зауралье будет введена компенсация за капитальный ремонт пожилым гражданам старше 70 лет

http://kurganobl.ru/content/s-1-iyulya-etogo-goda-v-zaurale-budet-vvedena-kompensaciya-za-kapitalnyy-remont-pozhilym

Депутаты соглашаются на льготы в оплате взносов на капремонт старикам от 70 и 80 лет

http://kaliningradlive.com/24032016-23750
За рубежом

That extra 30 years of life can make you rich — or poor

Финансовые аспекты долгожительства неоднозначны
http://www.marketwatch.com/story/that-extra-30-years-of-life-can-make-you-rich-or-poor-2016-03-26

Active Aging Expo coming to Englewood April 7

Скоро в районе Денвера состоится выставка по активному старению
http://www.villagerpublishing.com/78293/local-happenings/active-aging-expo-coming-to-englewood-april-7/

Active Aging Tech Can Help 85 Million Americans, Says New CTA Report

Рынок технологий активного старения охватывает 85 миллионов американцев
http://www.businesswire.com/news/home/20160323006575/en/Active-Aging-Tech-85-Million-Americans-CTA