Актуальные материалы

Наши друзья / Анонсы

Подписка на новости Партнерства

О дизайнерах-вредителях: каково пожилому человеку с компьютером

Наблюдения над тем, как пожилые люди осваивают компьютер, наводят на разнообразные мысли. Благо были бы эти пожилые люди с недалеким интеллектом, без образования, неудавшиеся в жизни. Как раз совсем наоборот: и жизнь удалась, и профессиональная карьера в порядке, и весьма успешны и признаны. Но так случилось (читатель, рожденный в эпоху компьютера и полагающий, что интернет существовал всегда, поверь мне: так случается!), что компьютер вошел в их жизнь лишь в начале нынешнего века. И с тех пор доставляет не только новые возможности и удовольствия, но и муки, терзания и комплекс неполноценности. Хотя по-хорошему комплекс неполноценности должны были бы испытывать дизайнеры, которые движимы рыночными силами и выпускают на потребительский рынок недозрелые продукты. И мы настолько привыкли к этой недозрелости, что не обращаем на нее внимания.

Но дизайнеры об этом и знать не хотят, потому что “пипл схавает”, а рынок устроен так, что обратная связь от потребителя до них обычно не доходит. Вот и меряют они своего юзера по себе да по своим коллегам, либо изувеченным техническим образованием, либо с младых ногтей имеющим опыт обращения с технологическими недоделками.

В результате оказалось, кстати, что в отличие от стародавних времен, когда старшие учили младших, в семьях обычно по технике и компьютерам специализируются младшие. Они и настраивают девайсы, и обучают старшее поколение. Иногда настраивать технику и программы доводится и мне. Вот несколько наблюдений и выводов.

В обыкновение у хозяйки ноутбука вошло закрывать, не читая, всплывающие при загрузке системы окна. Раньше она их боялась и пробовала читать, но понять не могла. Теперь реагирует примерно так: «Ну вот опять он мне тут что-то пишет! Не хочу я!» Некоторые надписи она научилась понимать как просьбы дать денег – и тем более закрывает, не читая. То же самое касается и открытия браузера. Робкие замечания о том, что обновления флэш-плеера и джавы нужны не являются для нее аргументом: «Мне не нужно ничего нового. У меня все и без этого работало. Единственное, чего я хочу – чтобы оно так и дальше работало. А то у меня уже был опыт: согласилась, обновила – оно перестало работать. Так что не надо мне этого». Стремление совершенно понятное и справедливое. Лучшее, увы, враг хорошего. Новые программы часто работают, с точки зрения юзера, не лучше, а хуже: менее удобно. Кроме того, к ним надо заново привыкать и осваивать все органы управления.

У хозяйки ноутбука весь рабочий стол в мозиллиных рыжих иконках – их там десятки. По большей части они ведут на разные ролики из ютьюба, но также на почту, гугл и еще несколько сайтов.

Так вот, на десктопе выложены задачи: почитать почту, посмотреть (конкретный!) ролик, прогноз погоды, словарь, написать текст, поговорить по скайпу.  Для этого и нужен ноутбук. Вместо этого в интрефейсе на пути к желанному делу оказываются операционная система, обновления и антивирусы, всякая дребедень, какие-то программы, браузер.

Просьба настроить интернет последний раз свелась вот к чему: как убрать все это. Все это – примочки, которым мэйл.ру замусоривает браузер со всех сторон, навязывая себя всеми силами. Сразу скажу, убить эти мэйлрушные спамовые экскременты в виде навязчивых иконок со всех сторон обычному пользователю непросто. Надо углубиться в мозиллины настройки.

Так вот, браузер. На курсах для пожилых Любава Шатохина (она пишет у нас магистерскую про компьютерные курсы) систематически слышит что-нибудь вроде “А где браузер Майкрософт Ворд?”, под браузером при этом имеется в виду окно программы. Они хотят открыть картинку, а им объясняют, что надо открыть папку, найти файл и загрузить его в программу. То есть они знают, в принципе, что есть файлы, и даже в тетрадь записали про биты и байты, но толку-то от этого?

Вообще, в привычных вещах мы сталкиваемся с какой-то одной функцией: в почтовый ящик мы опускаем письма, нам не приходит в голову, что можно его еще для чего использовать. По обычному радиоприемнику мы слушаем радио, но не записываем звук и передачи. Холодильник только для охлаждения, но не для разогревания. Проще пользоваться книгой, чтобы читать, и блокнотом, чтобы писать - это честные, отдельные вещи. А комп – он, получается, для всего, на все руки. И скайп, и картинки обработать, и в дневник написать, и в соцсетях почитать и отметиться, и билеты в кино купить. Любому человеку, но пожилому особенно трудно пользоваться вещью, которая может много разного. Потому что эта вещь не заточена ни подо что одно из этого, а все, что она делает, делает не очень удобно. По пути виндозно пугает всякими идиотскими вопросами и сообщениями. Пока не научишься игнорировать эту говорливость своевольного артефакта, жизни никакой не будет. Как хорошо было бы, если бы он просто работал, ни о чем не спрашивал, и оставался бы таким хорошим, каким он уже когда-то был.

Кроме того, в современных интерфейсах имеется много окон, а внутри каждого окна имеются объекты. Выделение объекта (скажем, помещение курсора в нужное место, необходимость кликнуть мышкой, чтобы активировать поле, в котором нужно ввести текст) оказывается условием достижения цели. Пользователю-новичку пожилого возраста требовалось бы представлять себе логику интерфейса, в
котором одновременно много возможных фокусов внимания и несколько параллельно решаемых задач. Пользователь теряется среди этих фокусов внимания.

Как ему непонятны намерения системы, так и компу непонятны его желания. Как повторяет преподаватель (пример из доклада Любавы, опять же), “У компьютера нет глаз! Как он узнает, что вы хотите? Ему надо ткнуть. Жмите!”

А что получится, если нажать? Не всегда и предскажешь. Ведь тут бывают режимы: это
когда одни и те же кнопки значат разное в зависимости от режима; хотя бы
латиница и кириллица. Это сбивает с толку и вносит путаницу. Тем более что компьютеры и программы не все везде одинаковы, и одни и те же задачи на разных компах надо решать по-разному.

При всей некоторой гуманизации последнего времени (отчасти связанной с распространением Маков) – все-таки как часто на те же грабли! Наступают дизайнеры, а попадает, в первую очередь, пожилым. Так технология осуществляет социальную сегрегацию. Может быть, это временно? Не потому, что когда-то угаснут силы, склоняющие к незрелой новизне (это вряд ли) или все дизайнеры вдруг прочтут Раскина и Нормана, а потому, что скоро состарятся те, для кого компьютер разумелся сам собою последние десятилетия взрослой жизни. И уж они-то не ударят в грязь лицом.

Это тоже вряд ли.

Делитесь, друзья, опытом – рассказывайте о том, как вы помогали старшим работать с компьютером.

Автор: Илья Утехин
Источник: ethnomet.livejournal.com

Hа правах рекламы

Наши партнёры

Полезные ссылки

В России

Льготы на капремонт. Почему не все смогли получить компенсацию

http://www.chel.aif.ru/society/Housing/lgoty_na_kapremont_pochemu_ne_vse_smogli_poluchit_kompensaciyu

С 1 июля этого года в Зауралье будет введена компенсация за капитальный ремонт пожилым гражданам старше 70 лет

http://kurganobl.ru/content/s-1-iyulya-etogo-goda-v-zaurale-budet-vvedena-kompensaciya-za-kapitalnyy-remont-pozhilym

Депутаты соглашаются на льготы в оплате взносов на капремонт старикам от 70 и 80 лет

http://kaliningradlive.com/24032016-23750
За рубежом

That extra 30 years of life can make you rich — or poor

Финансовые аспекты долгожительства неоднозначны
http://www.marketwatch.com/story/that-extra-30-years-of-life-can-make-you-rich-or-poor-2016-03-26

Active Aging Expo coming to Englewood April 7

Скоро в районе Денвера состоится выставка по активному старению
http://www.villagerpublishing.com/78293/local-happenings/active-aging-expo-coming-to-englewood-april-7/

Active Aging Tech Can Help 85 Million Americans, Says New CTA Report

Рынок технологий активного старения охватывает 85 миллионов американцев
http://www.businesswire.com/news/home/20160323006575/en/Active-Aging-Tech-85-Million-Americans-CTA